Немного людей в районе знают, где стояла раньше деревня Озерки. Ее давно нет на карте, но найти место нетрудно. Для этого от с. Харитоновка надо подняться вверх по речушке Солдатка и в верстах четырех на ее левом берегу можно увидеть два ряда параллельных бугорков – два десятка. Это все, что осталось от землянок, в которых жили люди и о которых мы давно забыли. А не грех бы вспомнить…

Начало ей было положено в первые годы прошлого века. Тогда в наши края устремилась очередная волна переселенцев из густозаселенных районов, где не хватало пахотной земли. А ее много было далеко за Волгой, в восточной части Николаевского уезда Самарской губернии, а более всего в Ново-Покровской волости, вдоль левого берега Камелика.

Люди ехали сюда в надежде обрести здесь земельный надел, устроить новую, более счастливую жизнь. И одна группа государственных крестьян решила осесть на берегу малозаметной речушки Солдатка, которая берет начало на северных склонах Общего Сырта, а впадает в реку Камелик около села Харитоновка, появившегося здесь с десяток лет ранее.

Название деревни привезли с собой, скорее всего, выходцы из одного из сел с таким названием, коих немало было в Саратовской и Самарской губерниях. Но более всего сюда ехали новоселы из Малороссии. Свои семьи привезли Кирилл Бельский, Андрей Гончаренко, Андрей и Илья Клименко, Викула Степанчук, Кузьма Яловой, Михаил Яровенко и другие переселенцы. Они поставили немудреное жилье (глинобитные землянки), обзавелись хозяйством, в том числе и на подъемные деньги, которые выделялись переселенцам.

К 1910 году здесь уже стояло 19 дворов, в которых проживало 106 человек. Казенной земли переселенцам нарезали много – 1016 десятин под пашню и 752 десятины для выпасов. Рядом, в Харитоновке например, на почти 500 человек населения приходилось 1176 десятин удобной земли. Словом, одну мечту, о земельном наделе, новоселам осуществить удалось. Правда, местные почвы не отличались плодородием, были солонцовыми, но это не пугало крестьян – тяжким трудом они добывали хлеб насущный.

Жить и работать приходилось в трудных условиях резко континентального климата, когда зимой трещали сорокаградусные морозы, а летом палила жара и свирепствовали суховеи. Остро сказывалась и нехватка воды. Солдатка летом пересыхала, и каждую весну крестьяне всем миром в паводок ставили на ней запруду, пытаясь удержать воду. И не всегда ее хватало до весны.

Пробовали рыть колодцы, но вода в них была горько-соленой. И тем не менее люди упорно обживались на новом месте. Трудились не покладая рук, рожали и воспитывали детей, которых сначала крестили в Нижне-Покровской церкви, а затем и в Харитоновской.

Рядом с Озерками — в полутора верстах вниз по течению Солдатки, на ее правом берегу — в это время появилась еще одна деревня. Ее нарекли Колокольцовкой, но в народе прижилось сокращенное название – Кольцовка. Там проживало до 500 жителей, и там молодежь Озерок находила себе невест и женихов.

Когда началась Первая мировая война, многие озерненцы стали ее солдатами. Храбро воевали и были ранены в боях фельдфебель 310 пехотного Шацкого полка Василий Степанович Заикин, ефрейтор Александр Дементьевич Бойко, ефрейтор лейб-гвардии Павловского полка Антон Знайко, рядовые Михаил Онуфриевич Ротай, Евтихий Степанович Заикин, Петр Кузьмич Яловой, Яков Михайлович Яровенко, Савелий Иванович Мазницын, Михаил Викулович Степанчук и другие.

Рабочих рук в деревне не хватало, люди выживали с трудом, и тем не менее население деревни продолжало расти как за счет естественного прироста, так и новых переселенцев. К 1917 году в Озерках уже проживало 250 человек.

Военное лихолетье, революция, гражданская бойня, страшный голод заметно проредили население деревни. Многие покинули ставшие родными края, уехали в другие города и веси. Крестьянство воспрянуло было в годы НЭПа, но в конце двадцатых годов в стране был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства, и в 1930 году в Харитоновке создали сельскую артель имени В.И. Ленина, в состав которой вошли и Кольцовка, и Озерки.

Однако коллективный труд многих не прельщал, и они перебрались в соседний совхоз имени Блукиса (ныне поселок Новозаволжский Озинского района), а кто-то уезжал в далекие края. Так, М.В. Степанчук перевез свою семью в зерносовхоз «Искра» Добринского района Сталинградской области.

Еще дальше увез свою семью Николай Александрович Сычев – в Дагестан. В Куйбышеве осела семья Марка Кирилловича Бельского, а в селе Преображенка Пугачевского района — Савелия Ивановича Мазницина. К концу тридцатых годов деревня Озерки практически обезлюдила.

В Великую Отечественную уроженцы Озерок внесли весомый вклад в победу над врагом. Все способные носить оружие встали в армейский строй. Воевали целыми семьями. В 1942 году в возрасте пятидесяти лет стал бойцом Красной Армии Михаил Викулович Степанчук. В это же время ушли на фронт и его сыновья Александр (1915 г. р.) и Петр (1924 г. р.).

1 марта 1943 года гвардии красноармеец 114 гвардейского стрелкового полка 37 гвардейской дивизии П.М. Степанчук был убит в бою под селом Кошкино Дмитриевского района Курской области. Имя Петра Михайловича увековечено в Книге Памяти Волгоградской области, откуда он призывался в армию.

А через 18 дней после гибели Петра умер от болезни в госпитале рядовой 13 армейской трофейной команды Михаил Викулович Степанчук. Прах его покоится в г. Купянск Харьковской области на городском кладбище в могиле № 24. В тот год его жена Степанчук Анна Лукьяновна получила не только две похоронки на мужа и младшего сына, но и извещение о том, что в феврале пропал без вести и второй сын – Александр.

До войны он работал трактористом в совхозе «Искра». С августа 1942 года воевал под Сталинградом рядовым стрелком в 183 гвардейском стрелковом полку 38 гвардейской дивизии. В феврале 1943 года дивизия принимала участие в наступлении в Донбассе в операции «Скачок», которая окончилась неудачно: дивизия попала в окружение и 21 числа А.М. Степанчук угодил в плен.

Содержался в фашистской неволе до 12 мая 1945 года. После освобождения с 12 июня 1945 года проходил проверку в спецлагере НКВД, после которой продолжил службу в армии. Демобилизовавшись, вернулся в совхоз.

Племянник М.В. Степанчука Михаил Харитонович Степанчук связал свою жизнь с армейской службой, которой посвятил 30 лет. Он родился в деревне Озерки 2 ноября 1920 года. В армию был призван 10 октября 1940 года Краматорским РВК Сталинской (Донецкой) области.

После окончания авиационного технического училища служил в составе военно-воздушных сил Военно-Морского флота в качестве техника-инструктора, сначала в запасном авиаполку, а затем в Военно-морском авиационном училище имени И.В. Сталина. Готовил кадры техников для авиационных полков. Службу закончил 12 декабря 1970 года в звании майора. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Большие семьи в Озерках создали братья Петр и Семен Ильичи Клименко. На двоих у них было семеро сыновей, и все они стали участниками Великой Отечественной войны. Старший из сыновей Петра Ильича, тоже Петр (1911 г. р.), призывался из Краснокутского района Саратовской области, где он работал шофером и авиамехаником.

Воевал в воздушно-десантных войсках и по гражданской специальности. Блестяще знал технику и владел ею, прошел всю войну. Гвардии старшина П.П. Клименко был удостоен ордена Отечественной войны II степени (1985 год), медалей «За отвагу» (дважды), «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Алексей Петрович родился в деревне Озерки 1 августа 1918 года, а на службу в армию его призвали в октябре 1939 года. Войну встретил на западной границе, воевал в дальнейшем в составе 649 стрелкового полка 210 дивизии. Пропадал без вести, о чем извещали его мать Татьяну Григорьевну, которая проживала в Харитоновке. Но он воевал до победы, службу в армии закончил в апреле 1947 года в звании лейтенанта.

Когда началась война, Васе Клименко было всего семнадцать. Призыву в армию он не подлежал, но его направили работать на один из оборонных заводов Саратова. Оттуда в сорок втором его и призвали на фронт. Воевал рядовым автоматчиком. 30 августа 1943 года был тяжело ранен разрывом снаряда в кисть руки и плечо.

В госпиталь его доставили не сразу, и через два дня Василий скончался от столбняка. Его похоронили в селе Илек-Пеньковка Краснояружского района Курской области. Извещение о гибели отослали матери.

В конце 1944 года война позвала на фронт и семнадцатилетнего Колю Клименко. До войны он успел окончить начальную школу, работал в колхозе. В 1942 году его с группой сверстников направили на обучение в Саратов в фабрично-заводское училище. Мальчишкам, до этого не выезжавшим из Харитоновки и не знавшим город, пришлось несладко. Тем более что над ними постоянно издевались местные ребята. И харитоновцы бежали домой в марте сорок третьего – до Озинок на попутных грузовых поездах, а потом ночью пешком до дома.

В те суровые времена им грозила уголовная кара, но навстречу пошел и колхоз, и руководство Кучумбетовской МТС, где нужны были рабочие руки. И Николай в семнадцать лет стал трактористом. А потом вместе с другом Мишей Сединым они стали солдатами и долго служили в армии.

О том, как воевал Андрей Семенович Клименко, можно написать целую книгу. Родился он 30 июня 1911 года, рано приобщился к труду, тем не менее успел окончить пять классов. С октября 1933 года два года служил в Красной Армии, а затем жил и работал в Энгельсском районе. 28 марта 1942 года получил повестку военкомата и на фронт.

Воевал в пехоте. В начале октября 1942 года 216 стрелковая дивизия понесла тяжелые потери и особенно в боях за поселок Эриванский Абинского района Краснодарского края. Если верить боевому донесению штаба дивизии о безвозвратных потерях, то из него явствует, что рядовой стрелок, коммунист А.С. Клименко погиб в бою 2 октября 1942 года и похоронен в п. Эриванский. Похоронка была отправлена в город Энгельс жене Клименко Вере Васильевне. А следом еще и извещение, что он пропал без вести. Но погибать и пропадать в тот раз Андрей Семенович не собирался.

Он остался жив, здоров и был направлен на курсы младших лейтенантов. И в августе 1943 года командир взвода 414 отдельного танкового батальона младший лейтенант А.С. Клименко повел своих бойцов в бой. И снова пропал без вести. И в очередной раз в Энгельс пошло горькое известие. Казалось, это все, конец. Ан нет. Клименко вновь остался жив всем смертям назло и воевал до Победы. Службу в армии он закончил за два дня до нового 1946 года.

Трудными фронтовыми дорогами прошли и младшие братья Андрея, которые в 1985 году были награждены юбилейными орденами Отечественной войны: Сергей — I степени, Семен – II степени.

И другие уроженцы Озерок не посрамили чести солдатского мундира. Ордена Славы III степени был удостоен Федор Макарович Антонец, медалями «За отвагу» отмечен боевой путь Николая Николаевича Сычева (дважды), Петра Нестеровича Ялового, Степана Ивановича Сырычева, Ивана Васильевича Ратаева, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги» — Петра Федоровича Фомичева, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалью «За отвагу» — гвардии старшего лейтенанта Александра Константиновича Скоморохова. И этот список можно продолжать.

Не всем озернинцам удалось выжить в той войне. Сколько их осталось на поле брани, мы не знаем. Однако известно, что осенью 1941 года пропали без вести Павел Степанович Заикин, Алексей Иванович Ратаев, Георгий Никитович Дудаков, в октябре 1942 года был убит под Сталинградом Василий Алексеевич Заикин, в одной из многочисленных могил Смоленской области покоится прах Михаила Фомича Безкоровайного, убитого в конце марта 1943 года. Их имена можно найти в Книге Памяти.

Давно уже никто не живет в Озерках. Вольный степной ветер гуляет сегодня на том месте. И даже не верится, что когда-то там жили и творили люди. Осталась только память о тех далеких временах…

Юрий Бычков

от admin