Большой вклад в разгром фашистских захватчиков внесла советская авиация. В ее составе наравне со скоростными   истребителями, грозными штурмовиками и бомбардировщиками воевали части, оснащенные легкими самолетами У-2, который до войны использовался как учебная машина. Тихоходный (100 км в час) маленький биплан, каркас которого был обтянут материей (перкалью), был прост в управлении, неприхотлив в обслуживании и стал настоящей «летающей партой» для начинающих авиаторов. Ста тысячам из них он дал путевку в небо.

Он был, казалось, непригоден к боевым действиям, но, когда началась Великая Отечественная война и советская авиация понесла тяжелые потери, вспомнили об этом самолетике. Его сделали легким бомбардировщиком, который мог нести на подвеске до 200 килограммов бомб, вооруженный скорострельным пулеметом. В дневное время эта тихоходная машина стала бы легкой добычей для немецких зенитчиков, да и со стрелкового оружия У-2 (с 1944 года По-2) можно было запросто сбить.

Но его стали использовать в ночное время, весьма эффективно, и скоро было создано несколько полков легких ночных бомбардировщиков. Если верить советско-российскому кинематографу, то их вели в бой, как правило, бесстрашные девушки, но это не так. Женский ночной легкий авиаполк в Красной Армии был только один (те самые знаменитые «ночные ведьмы»), а в основном в кабинах По-2 сидели мужчины – в остальных почти 50 полках. Почти всю войну на таком самолете пролетал наш земляк Гавриил Федорович Кондрашев.

Родился он 25 марта 1905 года на хуторе Фадин. В голодные годы семья приехала в Закавказье, где Гавриил окончил школу и стал зарабатывать на хлеб. Жил в городе Сухуми (Абхазия), и отсюда его весной 1927 года призвали на службу в Красную Армию. Отслужив действительную службу, Кондрашев поступил в Ташкентскую военную авиационную школу, после окончания которой был оставлен в части летчиком-инструктором. Специализировался на подготовке летчиков бомбардировочной авиации, в том числе и тяжелой.

Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Кондрашев был направлен пилотом бомбардировщика ТБ-3 в 325 тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Уже в августе 1941 года он совершил первые боевые вылеты. Устаревшие тихоходные ТБ-3 становились легкой мишенью для истребителей люфтваффе и зенитной артиллерии, несли тяжелые потери, и уже к весне 1942 года остатки таких полков были расформированы, летный состав передан в другие части.

Гвриил Федорович пересел с огромного ТБ-3 в кабину маленького хрупкого У-2 и на нем стал летать по ночам на боевые задания в составе 370 ночного легкобомбардировочного авиаполка 17 воздушной армии. В октябре 1942 года капитан Кондрашев был назначен командиром эскадрильи. До июля 1943 года его подразделение выполнило 1200 успешных боевых вылетов, потеряв всего одну машину.

За этот период «небесные тихоходы» Кондрашева разрушили 103 здания в тылу противника, создали 62 очага пожаров, уничтожили и повредили до 60 автомашин с грузами, в 29 местах разрушили железнодорожное полотно, подавили огонь 18 артиллерийских точек, взорвали 23 склада с боеприпасами, три железнодорожных эшелона и до 70 вагонов, разрушили две переправы через Северный Донец. Лично Г.Ф. Кондрашев совершил 65 успешных боевых вылетов.

Командование отмечало, что 20 человек личного состава эскадрильи (а это 12 самолетов) награждено орденами, медалями, пилоты летают на задания часто в сложных метеорологических условиях, уверенно выполняют боевую работу во многом благодаря комэску. «Дисциплинирован, выдержанный, энергичный волевой командир, от подчиненных требует четкости и быстроты в работе», — записано в наградном листе на орден Красного Знамени.

Им майора Г.Ф. Кондрашева наградят в сентябре 1943 года и через некоторое время переведут командиром 452 армейской отдельной эскадрильи связи в составе все той же 17 воздушной армии. И здесь под командованием Гавриила Федоровича было 12 «небесных тихоходов», в задачу которых входила доставка документов и приказов, нарочных курьеров, секретной почты и многое другое. Причем очень часто летать приходилось в  дождливую погоду, в пургу или метель, причем нередко в дневное время, когда можно было нарваться на огонь противника.

Эскадрилья с честью справлялась с возложенными на нее задачами, при этом за год не было допущено ни одной аварии. Особенно много работы было у авиасвязистов во время наступления наших войск от Днестра до Дуная. Их заслуги были отмечены командованием орденами и медалями. В этот период комэск майор Кондрашев был награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

Войну он заканчивал в Австрии. Ему было уже сорок, когда прогремел салют Победы. Для строевого летчика возраст солидный, а кроме того, после войны самолеты По-2 вышли «на пенсию». 22 ноября 1945 года вышел в запас и майор Г.Ф. Кондрашев. К сожалению, о дальнейшей судьбе командира «небесных тихоходов» ничего неизвестно.

  Юрий Бычков

 

 

 

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *