Во время Второй мировой войны обе противоборствующие силы активно использовали в боях броневую технику, в том числе и самоходные артиллерийские установки (САУ). Более всего таких машин, свыше 22 тысяч, было выпущено в Германии, которая применяла самоходки с самого начала войны, и довольно эффективно. Особенно штурмовые орудия «Штурмгешютц», вооруженные с 1942 года сильной 75-миллиметровой пушкой.
В Красной Армии до лета сорок третьего года самоходкам внимания не уделялось. Считалось, что на поле боя достаточно использовать танки. Но вскоре было принято решение начать производство САУ. Небольшую партию СУ-122 и СУ-152 успели выпустить к началу Курской битвы (июль-август 1943 года). А вот с осени того же года приступили к выпуску СУ-76.
В дальнейшем было начато производство других артмашин. Всего в Красную Армию поступило свыше 21 тысячи САУ различных модификаций. Выпускались легкие СУ-76 на базе танка Т-70, средние СУ-85 и СУ-100 на базе Т-34 и тяжелые ИСУ-122 и ИСУ (СУ)-152, имеющие ходовую часть танков КВ и ИС.
Самой массовой стала артустановка СУ-76, «тираж» которой составил более 14 тысяч экземпляров. Она была проста в изготовлении, имела боевую рубку с толщиной брони 20-25 мм, в которую устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76 мм. Весила самоходка 11,5 тонны, два спаренных бензиновых двигателя суммарной мощностью 140 лошадиных сил делали ее подвижной, маневренной, с хорошей проходимостью.
Орудие вполне успешно могло уничтожать не только живую силу противника, укрепрайоны и т.д., но и легкие, средние танки, а при случае могло поразить в борт тяжелые «Тигры» и «Пантеры». Рубка имела открытый верх, что не создавало экипажу стесненных условий, способствовало быстрому улетучиванию пороховых газов. Да и боекомплект «сука», как звали ее в армии, имела внушительный — 60 снарядов, в том числе и бронебойных.
Из СУ-76 комплектовались легкие самоходные артполки (САП), которые входили в состав артиллерийских сил и придавались пехотным соединениям для их поддержки в обороне и особенно в наступлении. Словом, это была хорошая, надежная машина, которая внесла свою лепту в победу над врагом.
В силу многочисленности СУ-76 немало жителей нашего края воевало на этой машине. В их числе был и Иван Ильич Бискулов. Родился он 25 ноября 1924 года в Даниловке, но жил и учился в с. Грачев Куст, где и застала его война. Сначала ушел на фронт его старший брат Михаил, а потом пришел черед и Ивана.
После окончания девятого класса, 5 мая 1942 года, его призвали на службу. Ивану не было еще и восемнадцати. После учебки грамотного, толкового парнишку направили на учебу в бронетанковое училище, где он за восемь месяцев прошел полный курс обучения, который до войны занимал три года.
Занятия шли по ускоренной программе, по 10-12 часов в день. По окончании училища ему присвоили звание младшего лейтенанта и сначала отправили в запасной полк, где готовили командиров самоходных установок. Иван освоил СУ-76, получил устойчивые навыки использования машины в бою.
В феврале 1944 года в Подмосковье шло формирование 1195 самоходного артполка, в состав которого включились четыре батареи по пять САУ в каждой. Командиром одной из них стал комсомолец Бискулов. Полк был очень молодым, половину его составляли ребята 1924-1925 годов рождения.
После сколачивания в конце весны полк перебросили на границу с Белоруссией. 23 июня 1944 года началась наступательная операция по ее освобождению под названием «Багратион». Полк, поддерживая огнем и гусеницами наступление пехоты, стремительно продвигался вперед, уничтожая опорные пункты врага, его пулеметные точки, а также машины и живую силу противника.
Пройдя за десять дней с боями до реки Березина, полк освободил 80 населенных пунктов, уничтожил восемь танков, 32 орудия, свыше 60 автомашин и до 700 солдат и офицеров противника, взял в плен 2380 немцев.
Свою лепту в успех полка внес и И. Бискулов. В одном из боев он первым ворвался на высоту 202,3, где истребил до взвода пехоты, а в другом бою подбил самоходку, уничтожил орудие, три автомашины, два пулеметных расчета и свыше двух десятков немцев. Иван дважды был ранен, но не покинул поля боя. Командование оценило подвиг нашего земляка первым орденом – Отечественной войны II степени.
Победа над врагом давалась немалой ценой. В первые десять дней боев полк потерял большую часть своих машин – 16 (из 21 по штату), а также почти половину личного состава убитыми и ранеными: 30 офицеров и 77 солдат.
Бискулов остался в строю, и, когда полк вывели в тыл на переформирование, его экипаж влили в состав 1444 САП, который вел наступление на Восточную Пруссию. И в новом полку Иван не подкачал, всегда был в гуще боев, получил второй орден (Красной Звезды), но 25 ноября 1944 года был тяжело ранен.
Снова на фронт он попал в начале 1945 года, в 694 САП, который наступал в берлинском направлении. Поначалу снова командовал самоходкой, а затем исполнял должность танкового техника, который обеспечивал эвакуацию и ремонт СУ-76. Не раз он заменял в экипаже механика-водителя и водил самоходку в бой.
Последний для него стал самым главным – на улицах Берлина. Здесь он встретил день Победы и получил третий орден (снова Красной Звезды), а также медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Он остался служить в армии, окончил академию, в запас вышел в 1969 году в звании подполковника. Жил в Киеве, тесно общался со своим школьным товарищем и земляком – полковником в отставке Н.П. Лисенковым. В мирное время был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1985 году – юбилейным орденом Отечественной войны II степени.
Если И.И. Бискулов поддерживал огнем пехоту, то уроженец хутора Токмаки, лейтенант и командир СУ-76 Василий Петрович Косицын, — кавалеристов. Родился он в 1921 году, в Красную Армию призывался из Казахстана. С октября 1941 года на фронте, участвовал в обороне Москвы, где в конце декабря был ранен.
После госпиталя сержанта Косицына направили в военное училище. После завершения учебы Василия Косицына назначили командиром СУ-76 в 1814 САП, который в сентябре 1943 года был включен в состав 3 гвардейского кавалерийского корпуса. С ним он дошел до берегов Эльбы (Германия). Не раз метким огнем, удачным маневром экипаж молодого коммуниста лейтенанта Косицына способствовал успеху конников генерала Осликовского.
Так было в Смоленской наступательной операции, операции «Багратион», в боях за Восточную Пруссию. Сотни уничтоженных фашистов, большое количество немецкой техники, узлов сопротивления были записаны на счет одного из лучших экипажей полка. Неслучайно грудь В.П. Косицына украшал полный офицерский бант наград — ордена Отечественной войны обеих степеней.
После разгрома врага корпус и полк перебросили в Германию. И здесь снова отличился Василий Петрович. Когда в одном из боев начала мая 1945 года враг бросил в контратаку танки и пехоту, то, «участвуя в отражении прорвавшейся группировки немцев, орудие под командованием лейтенанта Косицына показало исключительно высокое мастерство ведения боя, в результате чего его орудие уничтожило: танков — 2, пушек – 2, пулеметов – 6, легковых машин – 1, противник потерял убитыми свыше 30 солдат и офицеров, взято в плен 15 солдат и два офицера» — под этими строками наградного листа подписался 10 мая 1945 года командир полка подполковник Гайдаенко.
И еще один орден Отечественной войны I степени появился на груди В.П. Косицына. После войны он жил мирной жизнью, в 1985 году был награжден вторым, в этот раз юбилейным орденом Отечественной войны II степени. Герой той войны скончался в 2000 году.
А вот Василий Николаевич Писанец родился на Украине, в селе Сахно Бердянского района Запорожской области. Семья по переселению переехала в Перелюбский район и отсюда 22-летний В.Н. Писанец был призван в Красную Армию. Войну начинал рядовым пехоты, участвовал в обороне Москвы, Ленинграда, а затем учился в военном училище. Командовал сначала самоходкой, а затем батареей СУ-76 1509 САП 2 гвардейского механизированного корпуса.
В составе этого корпуса коммунист старший лейтенант Писанец участвовал в освобождении Донбасса, Южной Украины, Кривого рога, Одессы, отбивал яростные атаки фашистов под Будапештом, штурмовал Вену, освобождал Братиславу и Прагу, где он и закончил войну.
Немногие в полку имели столько наград, как В.Н. Писанец: ордена Отечественной войны II степени, дважды – Красной Звезды, медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». Вот уж воистину солдат пол-Европы прошагал!
Служба в армии пришлась по душе Василию, и он ее закончил в конце 1960 года в звании майора, добавив к имеющимся наградам сначала медаль «За боевые заслуги», а затем, в 1987 году, — орден Отечественной войны I степени.
Успех СУ-76 на поле боя во многом зависел от слаженных, умелых действий всего экипажа, в который кроме командира входили механик-водитель, наводчик и заряжающий. Функции последних выполняли, как правило, рядовые или сержанты, часто имеющие богатый боевой опыт.
Именно таким бойцом слыл в 360 отдельном самоходном артдивизионе 266 дивизии харитоновец Григорий Максимович Ветров, воевавший механиком-водителем СУ-76. Родился он в 1912 году и в середине 30-х годов приехал работать механиком в совхоз им. Блукиса (ныне пос. Новозаволжский) Озинского района.
С началом войны на фронт его не взяли, как классному специалисту, дали отсрочку (бронь). И только в феврале 1943 года пришла повестка из военкомата. Понимающего толк в технике Ветрова направили в 37 учебный танковый полк, где готовили механиков-водителей. На обучение ушло несколько месяцев, и только в сентябре 1944 года младшего сержанта Ветрова зачислили в штат 360 отдельного самоходного артдивизиона. С той поры Григорий Максимович редко расставался со своей машиной, помогал пехоте громить врага.
Экипаж в бою всецело полагался на умение и мастерство своего водителя. Так, 20 января 1945 года он, умело маневрируя машиной, помог экипажу уничтожить две автомашины, три пулеметные точки, до 20 солдат и офицеров, и при этом самоходка невредимой вышла из боя. И в итоге – медаль «За отвагу».
А 23 апреля того же года Ветров первым ворвался на окраину Берлина, действовал расчетливо и хладнокровно, своими маневрами обеспечивая точную работу орудия. Экипаж уничтожил десятки немцев, в том числе несколько фаустников, пытающихся подорвать самоходку.
Командование дивизиона и дивизии представило храброго самоходчика к ордену Красного Знамени, однако в итоге Григорий Максимович получил менее высокую награду – орден Отечественной войны II степени, но с довесом в виде медалей «За взятие Берлина», «За победу над Германией». А в 1985 году он получил такой же орден, но юбилейный.
Не менее храбро воевал и молодой механик-водитель СУ-76, уроженец села Большая Тарасовка (1924 г.р.) младший сержант Анатолий Андреевич Комаров, удостоенный ордена Славы III степени. Иван Иванович Осикин до войны работал чабаном в совхозе «Первомайский», откуда в марте 1942 года был призван в РККА.
Воевал под Сталинградом, был ранен. После госпиталя прошел обучение на механика-водителя и воевал на СУ-76 в 1061 самоходном артполку. Особенно отличился при обороне плацдарма на берегу реки Одер (Германия) и был награжден медалью «За отвагу». После войны жил в селе Нижняя Покровка. Такую же медаль получил и мехвод самоходки – уроженец с. Перелюб Алексей Степанович Дорошенко.
В 1025 САП славился своей меткостью наводчик — младший сержант Егор Иванович Ковалев (1923 г.р.), призывавшийся из совхоза «Октябрьский». И его подвиги отмечены медалью «За отвагу».
А вот его одногодок Иван Иванович Кулыбко из Васильевки прошел более тернистым военным путем. Сначала воевал в пехоте и дважды был ранен, в том числе в октябре 1943 года. После лечения его, окончившего всего восемь классов, отправили в минометное училище. Однако закончить его он не успел: почти весь курс отправили в танковые части, где не хватало механиков-водителей, наводчиков и заряжающих.
Подготовку проходил в том же 37 учебном танковом полку, где потом учился Г.М. Ветров. С начала июня 1944 года зачислен механиком-водителем в 1490 самоходный артполк в звании старшего сержанта. Полк воевал в Прибалтике в составе 2 гвардейской армии. Там Иван Кулыбко получил свой первый орден – Отечественной войны II степени.
Во время боев в Восточной Пруссии он заменял вышедшего из строя заряжающего, и во время одного из боев экипаж уничтожил восемь орудий, десять пулеметных точек, до сорока солдат и офицеров и 35 человек пленил. Весь экипаж был удостоен наград. Славу III степени вручили И.И. Кулыбко, а сорок лет спустя Родина наградила его орденом Отечественной войны I степени.
Полки СУ-76 активно использовали на фронте, и часто они несли высокие потери. Особенно тогда, когда пехотные командиры бросали их в бой вместо танков, без средств поддержки и усиления на противотанковую оборону. И многие легкие машины полыхали тогда страшными кострами, самоходки, что называется, гибли пачками.
Так 19 августа 1943 года сгорел в самоходке командир СУ-76 1812 самоходного артполка 2 гвардейского кавкорпуса лейтенант Виктор Андреевич Жуковский, 1924 г.р., живший до призыва в деревне Уразаево Перелюбского района. Его одногодок Николай Константинович Иванов родился в Ленинградской области, в 1941 году вместе с мамой эвакуировался в наш район, работал в совхозе «Первомайский», откуда его призвали на фронт 28 августа 1942 года.
Он тоже стал командиром СУ-76 в 12 самоходной артиллерийской бригаде. Ему повезло. Он выжил в той войне, хотя был тяжело ранен в самом ее конце – 24 апреля 1945года на окраине Берлина. К этому времени Николай был уже опытным командиром, награжденным орденом Александра Невского.
Свой второй орден за бои в столице Германии, Отечественной войны II степени, он получил в госпитале, а также медали «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина». Он остался в армии, служил в Германии, а потом в Союзе. Демобилизовался в конце 1955 года по состоянию здоровья (сказалась рана) в звании старшего лейтенанта.
А вот еще один самоходчик, Петр Филиппович Городничев, родившейся в Харитоновке в 1914 году, немного не дожил до Дня Победы. Кавалер ордена Славы III степени, которого он был удостоен за освобождение Крыма, погиб в Германии 24 февраля 1945 года.
Довелось повоевать перелюбцам и на тяжелых самоходных установках. Самой мощной из них была ИСУ (СУ) -152. Хорошо бронированная машина (толщина рубки 90-75 мм) весила более 45 тонн и собиралась на шасси сначала танка КВ-1С, а затем ИС-2. Экипаж — пять человек.
Самоходка имела пушку крупного калибра – 152 мм. Ее почти полуцентнеровый снаряд с любого расстояния обрушивал бетонные доты, укрытия, превращал в груду металлолома любой немецкий танк, в том числе и представителей «зверинца Гитлера» — «Тигр» и «Пантеру».
Словом, это была грозная боевая машина, боевое крещение которой состоялось на Курской дуге в июле 1943 года. Именно тогда эту самоходку наши солдаты нарекли «Зверобоем». Всего за войну их было выпущено почти 3500 штук, и они недаром стали одним из символов Великой Отечественной войны.
Именно такой боевой машиной в совершенстве овладел уроженец Перелюба Петр Владимирович Лавриненко. Родился он 13 декабря 1917 года, в 1938-40 годах, служил в армии, где его приняли в партию. Вернулся домой, а тут – война. 15 июля 1941 года его снова вернули в армию. Окончив курсы политсостава, воевал в пехоте политруком роты на Калининском фронте.
8 марта 1942 года был ранен, после госпиталя некоторое время служил в 14 отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне, а оттуда в июне 1943 года старшего лейтенанта Лавриненко послали на учебу в 5 отдельный учебный танковый полк, где в том числе готовили и командиров самоходных установок.
Так бывший политрук получил под свое начало ИСУ-152 в 379 гвардейском самоходном артполку. Он хорошо проявил себя в боях и его назначили командиром батареи. Особенно она отличилась при штурме города Тарту в Эстонии.
В наградном листе на орден Отечественной войны II степени в частности записано: «Тов. Лавриненко 7 раз водил свою батарею в атаку, за время боев батареей уничтожено 2 «Фердинанда» (так наши солдаты называли все САУ немцев. Прим. автора), одна «Пантера», 2 артбатареи, 2 дота, 6 пулеметных точек, истребила до 100 солдат и офицеров противника. Будучи раненым в бою 18.09.44 г. тов. Лавриненко не покинул поля, а продолжал командовать батареей».
Наш земляк почти не выходил из боев, и уже через десять дней был награжден вторым орденом Отечественной войны II степени. В это время уже кипело сражение за Ригу, и комбат внес свою лепту в освобождение этого города. Он воевал уже в составе 332 гвардейского тяжелого самоходного артполка, который в феврале 1945 года штурмовал город-крепость Эльбинг в Польше, помогая танкистам 29 танкового корпуса.
Эльбинг пал не без участия Лавриненко, за что он был удостоен еще одного ордена Отечественной войны, но уже I степени. Войну он закончил в звании капитана и в июле 1946 года был демобилизован. Вернулся в Перелюб, много и долго работал. В 1985 году его нашла еще одна награда – второй орден Отечественной войны I степени. Сердце героя-самоходчика перестало биться в 2004 году.
Вторым по значимости человеком в экипаже ИСУ-152 был механик-водитель, и неслучайно они, как и водители тяжелых танков ИС, носили офицерское звание. Именно в такой должности воевал в 327 гвардейском тяжелом самоходно-артиллерийском полку еще один перелюбец – Федор Александрович Логинов, родившийся в мае 1921 года.
В Красную Армию его призвали 17 октября 1940 года. Он воевал сначала в пехоте в звании сержанта, дважды был ранен. Потом были курсы механиков-водителей тяжелых самоходок и через полгода Федор снова попал на фронт, но уже в другом звании и качестве.
Коммунист и лейтенант Логинов хорошо знал свое дело. Особенно ярко это проявилось во время наступления на Берлин в апреле 1945 года. За десять дней самоходка, благодаря хорошему уходу и содержанию, действовала безотказно и самое главное грамотно на поле боя. Это позволило экипажу уничтожить две «Пантеры», шесть орудий разного калибра, два бронетранспортера, два тягача и более 30 гитлеровцев.
И в боях за Берлин не дрогнул экипаж. ИСУ-152 своим мощным огнем поддерживала пехоту, часто двумя-тремя увесистыми выстрелами самоходка обрушивала двух и трехэтажные дома, где засели гитлеровцы. Здесь, в столице третьего рейха, и закончил свой боевой путь Ф.А. Логинов, получив за последние бои орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Из армии капитан Логинов был уволен в 1952 году.
Нелегко во время боя приходилось всем членам экипажа, в том числе и заряжающему, которому приходилось вручную подавать в казенник тяжеленные снаряды. С этими обязанностями уверенно справлялся гвардии сержант и тоже перелююбец Александр Кузьмич Елисеев, 1916 г.р. До войны служил в армии, а потом жил и работал в г. Златоуст Челябинской области.
В августе 1944 года вторично был призван в армию и до конца войны воевал заряжающим на ИСУ-152 в 373 гвардейском Идрицком дважды Краснознаменном ордена Кутузова тяжелом самоходно-артиллерийском полку. Принимал участие в трудных боях в Восточной Пруссии, штурме Кенигсберга и порта Пиллау. И остался жив.
Эффективно использовалась в Красной Армии и другая тяжелая артустановка ИСУ (СУ)-122, которая имела почти такие же характеристики, но была вооружена более дальнобойной (до 13 километров) 122-миллиметровой пушкой. Одной такой установкой командовал и лейтенант Дмитрий Васильевич Семенихин.
Он родился в Перелюбе в 1913 году, до войны жил и работал в городе Уральске, откуда его в 1942 году призвали на фронт. Как и многие самоходчики, воевал сначала в пехоте, участвовал в обороне Ленинграда. 15 сентября 1943 года был тяжело ранен, а после выздоровления отправлен в танковое училище.
По завершению учебы продолжил службу в 334 гвардейском тяжелом самоходно-артиллерийском полку командиром ИСУ-122. В сентябре 1944 года к медали «За оборону Ленинграда» добавилась медаль «За отвагу». Полк принимал активное участие в Висло-Одерской наступательной операции, двигаясь в авангарде 47 армии.
15 января 1945 года Д.В. Семенихин первым ворвался в городок Ольшевница и вышел к форту, где захватил шесть пушек и огнем прямой наводки уничтожил три дота, два орудия калибром 88-мм и четыре огневые точки. Двигаясь дальше, вышел к реке Висле, где раздавил гусеницами пять блиндажей, перебил до 25 немецких солдат и офицеров.
17 января командир полка представил коммуниста Семенихина к ордену Красного Знамени. Награду Дмитрий Васильевич получить не успел. Он был убит в бою 30 января того же года и похоронен в городе Меротцен Познаньского воеводства (Польша). Известие о гибели отправили отцу Василию Ивановичу в г. Уральск.
А вот Иван Никифорович Стародубов сидел за рычагами ИСУ-122 в звании старшего лейтенанта. Родом он из Нижней Покровки, где появился на свет в 1907 году. Служил в армии, работал в колхозе, а когда под Озинками начали разработку сланцев, стал работать на шахте и жить в поселке Сланцевый рудник, вступил в партию.
С началом войны шахтеров на фронт не брали, но в 1942 году и до них дошел черед. Стародубов после окончания ускоренных курсов политического состава воевал в 134 стрелковой дивизии заместителем командира роты по политчасти, не раз участвовал в боях. В конце 1943 года его судьба круто повернулась: Стародубова отправили на учебу в Соликамское танковое училище, которое он закончил в мае 1944 года.
Танка ему не дали, а посадили в кресло механика-водителя ИСУ-122. С 23 июня 1944 года Иван Никифорович повел самоходку в бой. Освобождал Белоруссию, Польшу, Германию, от Вислы до Одера провел свою машину без поломок и повреждений, намотав на гусеницы сотни километров в составе 341 гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка 9 гвардейского танкового корпуса. Был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». После войны он вернулся на Сланцевый рудник. В 1985 году награжден орденом Отечественной войны II степени.
Юрий Бычков