Сергей Александрович Носиков родился и вырос в Перелюбе. Сейчас он пенсионер, живет в селе Ивантеевка и занимается изучением истории Перелюбского района, работает в архивах, где собирает материал для написания книги. Часть архивных материалов выставляет в социальную сеть.
Один из них привлек мое внимание: список учеников единой трудовой школы I ступени №5 хутора Иваниха Перелюбской волости на февраль 1920 года. Эта школа дорога тем, что в ней я после окончания 10 классов начинал свою трудовую биографию учителем истории и физкультуры в сентябре 1968 года.
Начало
Этот хутор возник в начале XX века, и начало ему положил крестьянин-переселенец Силантий Иваника. По его слегка видоизмененной фамилии и стал называться хутор. Рядом с ним стали селиться и другие переселенцы. Особенно велик их наплыв был в 1910 году.
Тогда, с началом Столыпинской аграрной реформы, сюда с многолюдного хутора Марьевка, основанного украинскими переселенцами, переехали семьи Коба, Загинайло, Чус, Покусай, Кулик, Коваль и другие. Население хутора быстро росло, даже невзирая на социально-политические потрясения, вызванные революцией и гражданской войной. В апреле 1920 года здесь проживало 244 человека, в том числе более 130 детей.
Первые школы
До революции в Перелюбской волости большинство населения было неграмотным, особенно на хуторах. Работали три школы в волостном центре: церковно-приходская и две земских, в том числе и женская. До хуторов руки у земства не доходили. В 1903 году открыли было школу на х. Марьевка, но она сгорела, и с учебой было покончено.
Советская власть, установившаяся окончательно в нашем крае в 1919 году, основательно взялась за народное образование, считая эту задачу одной из главных. В волисполкоме был создан отдел народного образования, который возглавил коммунист Сергей Николаевич Коновалов. В короткий срок в волости начали работу 11 школ первой ступени (начальное четырехлетнее) и второй ступени (семь классов, в с. Перелюб).
Школы появились во всех крупных хуторах: Козловке, Юртовке, Бригадировке, Марьевке, Иванихе, Масловке, Куликовке и Кошкине, который тогда входил в состав Перелюбской волости. Но открыть учебное заведение было мало. Нужно было подготовить помещения, оснастить школы мебелью, учебными пособиями, а самое главное – найти учителей.
И такая работа к осени 1919 года была проведена. Огромная работа. Конечно, не все удалось сделать. Под школы приспосабливали, как правило, саманные помещения, которые мало соответствовали санитарным требованиям. Парт не хватало, и в ход шли самодельные столы и скамейки. На Марьевке, например, занятия велись в доме Максима Королевского, одного из активистов советской власти.
Использовались кустарного типа учебные пособия, часть стандартных поступала из уезда. Всего по волости в школы пошло более 800 мальчиков и девочек в возрасте 8-13 лет. Желающих учиться было много, но всем места в школах не хватало. Детвора занималась в тесноте, в тяжелых условиях, но с большим удовольствием. Тем более, что стремления молодой поросли поддерживали взрослые.
Занятия велись по программам начальной школы царских времен, из которой убрали преподавание «Закона Божьего». И даже каникулы были. Так, весенние приурочили к празднованию Пасхи, и прошли они с шестого по девятнадцатое апреля 1920 года.
В Иванихе в школе занимались 34 ученика, в том числе 20 девочек. Занятия вела первая учительница хутора Раиса Владимировна Разумовская, окончившая шесть классов Краснокутской гимназии и имеющая стаж работы в Перелюбской школе. Большую помощь в организации учебного процесса, обеспечении школы топливом оказывал председатель Иванихинского сельсовета, бывший участник Первой мировой войны Трофим Тарасович Требушенко.
Ученики
Семьи в то время были большими, а потому в списках много одинаковых фамилий. Семейства Коба, например, представляли Михаил Егорович, Ольга и Дарья Андреевны, Коваль – Трофим, Прасковья и Филипп Ивановичи, Королевских – Агафья и Ксения Федоровны, Куликов (Кулик) — Анна, Иван, Петр Давыдовичи, а также Андрей и Пелагея Яковлевичи, Покусай — Марфа и Наталья Пантелеевны, Цымбал — Матрена и Ксения Яковлевны и т.д. А были еще Василий Иосифович Рябокобыла, Параскева Дмитриевна Загинайло, Андрей Емельянович Земляной, братья Семен и Александр Шлегины (записаны как Шлеины), Сергей Иванович Янин и другие юные хуторяне.
Интересно, а как сложилась судьба первых учеников хутора Иваниха? Ответить на этот вопрос трудно и можно только частично. Потому что имена многих канули в глубины истории, а свидетелей их жизни уже не осталось. Кто-то из них не выжил в страшную голодовку 1921-1922 годов, кто-то уехал в другие края, и там затерялись их следы.
Гвардии старшина Василий Зорин (Рябокобыла)
И все же кое-что удалось найти, вспомнить некоторые имена, которые остались в истории Великой Отечественной войны. Чьи-то фамилии остались на обелисках в память о павших в ту войну. Василий Иосифович Рябокобыла, родившийся в 1911 году, до войны жил в Перелюбе, служил в милиции. Свою неблагозвучную фамилию сменил, стал Зориным. Гвардии старшина В.И. Зорин погиб в бою 23 августа 1944 года в Польше. Его фамилия есть на обелиске Славы в с. Перелюб.
Гвардии старший сержант Андрей Куликов
А вот имени Андрея Яковлевича Куликова, 1907 года рождения, там нет. Работал он трактористом в поселке Коржановский Больше-Черниговского района и оттуда был призван на фронт на второй день войны. Гвардии старший сержант А.Я. Куликов воевал в кавалерии, пал смертью храбрых в бою 24 октября 1943 года. Похоронен в деревне Чапец Лоевского района Гомельской области, Белоруссия. Его имя есть в Книге Памяти Самарской области, а в нашей – нет. Потому что, наверное, неправильно указано место рождения – Переболтинский район Саратовской области.
Братья Земляные
Пропущены в Саратовской областной Книге Памяти и братья Земляные. Старший из них, Андрей Емельянович, 1910 года рождения, хутор Иваниха, призывался в армию в 1941 году в Вологодской области. Убит 21 ноября 1943 года в Запорожской области, в селе Новая Романовка.
Михаил был на восемь лет моложе, с 1938 года служил в Красной Армии. В войну старший сержант М.Е. Земляной был командиром орудия, воевал храбро, был удостоен ордена Славы III степени и медали «За отвагу». Он также погиб, освобождая Украину, Западную. Похоронен в деревне Подгорки Калушского района Станиславской области. Извещение о гибели выслано отцу Емельяну Афанасьевичу.
Шлегины
В семье Ильи Шлегина выросло пятеро сыновей и двое учились в школе х. Иваниха. О Семене сведений нет, а вот Александр, 1910 года рождения, жил сначала в Перелюбе, где женился. Но в конце тридцатых годов уехал в Краснодарский край, оставив жену и сына Владимира. Оттуда его в 1941 году и призвали на фронт. 26 февраля 1942 года он умер от ожогов и был похоронен в станице Лихая Ростовской области.
А сын вырос, много лет жил и работал в Перелюбе, оставив о себе добрую славу. Недавно его не стало… Не вернулись с той войны и братья Александра Ильича Михаил и Иван. А вот Павел Ильич жил в селе Грачев Куст, всю войну крутил баранку бензовоза и был награжден двумя медалями «За боевые заслуги».
Семейство Коба
Большая семья была и у Егора Андреевича Кобы. Он принимал участие в Первой мировой войне, а дома его ждали жена и сын Михаил, родившийся 25 сентября 1908 года. Рядовой 195 пехотного Оровайского полка Е.А. Коба в августе 1915 года пропал без вести, но остался жив. В 1920 году у него родился сын Николай, а затем и Иван.
Михаил Егорович умер в немецком плену 29 октября 1941 года. Николай Егорович тоже попал в плен, но бежал, воевал в составе воздушно-десантных войск. Гвардии старший сержант Н.Е. Коба был награжден орденом Славы III степени, медалью «За отвагу», а в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени. Иван Егорович отличался на трудовом фронте, поднимал целину, много лет работал в совхозе «Саратовский» бригадиром тракторной бригады и механиком отделения. Сегодня потомки братьев Коба живут в Перелюбском районе и за его пределами.
Младший сержант Сергей Янин
Сергей Иванович Янин, родившийся в 1910 году, на фронт ушел 23 июня 1941 года по повестке Авдеевского райвоенкомата Сталинской области. Нынче это Донбасс, где снова идут бои с фашистами. Только украинскими. Младший сержант С.И. Янин на своей «полуторке» намотал тысячи километров фронтовых дорог, при форсировании Днепра был ранен. Боевой путь одного из первых учеников х. Иваниха отмечен медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Старшина Иван Сербин
Иван Дмитриевич Сербин по воле судьбы оказался в городе Уральске, окончил техникум, работал техником-строителем, стал коммунистом. И войну он захватил. Был призван в армию в начале 1943 года в возрасте 28 лет. Старшина И.Д. Сербин воевал в составе саперного батальона, в конце войны стал писарем. Был награжден орденом Красной Звезды.
Защитники Покусаевы
У Пантелея Покусая (кое-кто из его большой семьи записаны как Покусаевы) в школе учились две дочки и выросли еще три сына – Игнатий, Василий и Андрей. Неизвестна судьба дочерей, а все трое сыновей принимали участие в Великой Отечественной.
Игнатий Пантелеевич Покусаев, живший в совхозе «Красновский», погиб на Курской дуге в июле 1943 года. Андрей Пантелеевич Покусаев воевал в артиллерии связистом в звании младшего сержанта. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985 год) и медалью «За отвагу». А вот Василия Пантелеевича по состоянию здоровья на фронт не отправили. В октябре 1943 года его призвали на трудовой фронт и направили работать в трест «Приморскуголь».
Младший сержант Григорий Цымбал
Немало пришлось повоевать и младшему брату Ксении и Матрены Цымбал – Григорию. Их семья в голодовку уехала далеко от родных мест – в Киргизию. Когда началась война, Григорию было 24 года, и в июле сорок первого его призвали в армию. Трижды он был ранен, прошел минометчиком боевой путь из-под Смоленска до Берлина. Свою последнюю рану он получил в столице Германии. Гвардии младший сержант Г.Я. Цымбал был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1985 году его нашел юбилейный орден Отечественной войны I степени.
Трофим Коваль
Трофим Иванович Коваль, 1908 года рождения, жил в Днепропетровской области, куда семья уехала, спасаясь от голода. В 1941 году оказался в оккупации. Когда в сентябре 1943 года в село, где он жил, вошла Красная Армия, его 25 числа призвали на службу в 472 стрелковый полк 100 дивизии. Воевал он до самой Победы.
Эпилог
Ну а школа в Иванихе по-прежнему жива. Была она начальной, потом, в целину, восьмилетней, а потом – средней. В этом статусе она и работает. Были времена, когда число учеников в ней переваливало за 200, сейчас их, конечно, намного меньше. И начало ей положили 104 года назад первые ученики, имена которых не должны стереться в памяти сегодняшних школьников.
Юрий Бычков