В начале января 1943 года, когда уже стала ясна судьба Сталинграда, советское командование сосредоточило усилия войск на то, чтобы в ходе стремительного наступления перехватить пути отхода немецких войск, окружить их и уничтожить. В ставке Гитлера тоже понимали всю сложность положения и потому начали отвод своих войск.

Чтобы не допустить их отход на Таманский полуостров, а затем в Крым, Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин приказал командованию Закавказского фронта силой Черноморской группы войск провести наступательную операцию из района Новороссийска с целью окружения противника на Таманском полуострове.

Операция была разработана в короткий срок. Она предусматривала захват плацдарма на берегу Цемесской бухты юго-западнее Новороссийска, с которого можно было нанести решающий удар. Основной десант планировалось высадить в районе поселка Южная Озерейка, а вспомогательный отвлекающий севернее – на южной окраине Новороссийска около поселка Станички.

Операция началась в ночь на 4 февраля 1943 года, однако из-за сильного штурма и несогласованности действий, высадка основных сил около Южной Озерейки сорвалась. На берег удалось высадить около 1500 бойцов без тяжелого вооружения, которые тут же были блокированы противником. Корабли и суда с главными силами повернули назад.

А вот высадка вспомогательного десанта удалась. В состав его входил отряд моряков-добровольцев под командованием майора Цезаря Куникова. Подойдя в кромешной мгле к месту высадки, катера поставили дымовую завесу, корабли поддержки открыли огонь по берегу. Противник был захвачен врасплох, что способствовало быстрой высадке десанта.

Действуя стремительно и слаженно, морпехи быстро подавили очаги сопротивления немцев и румын, сумели захватить небольшой плацдарм. Опомнившись, противник тут же бросил против десантников внушительные силы. Однако горстка моряков, а высадилось их всего 275 человек, сумела в течение трех суток отбивать ожесточенные атаки врага, поддержанные артиллерией, танками и самолетами.

В этих боях погиб Ц.Л. Куников, но его товарищи не дрогнули. И только потом пришло подкрепление. В последующие четыре ночи на плацдарм были высажены две морские, одна стрелковая бригады и средства усиления. Среди тех, кто пришел на подмогу куниковцам, были и бойцы 322 отдельного батальона морской пехоты 255 морской стрелковой бригады, в том числе и наш земляк — харитоновец Михаил Бадякшин.

Он родился в 1901 году в семье Максима Прокофьевича Бадякшина (в метрической книге церкви с. Нижняя Покровка записан как «Бадяжка») и стал вторым сыном. Третьим, в 1908 году, стал Алексей. Когда в октябре 1918 года в Харитоновку вступили части 2 Николаевской дивизии под началом В.И. Чапаева, юный Михаил записался добровольцем и пошел воевать за советскую власть.

Расторопного паренька взяли в штаб дивизии. В ее составе Бадякшин воевал с уральскими казаками, участвовал в обороне Уральска. Приписан был к 191 Балашовскому полку. Пройдя трудными военными дорогами, Михаил вернулся домой к крестьянскому ремеслу. А в 1924 году его снова призвали в армию и направили служить на Балтийский флот. Так он стал моряком. Отслужив четыре года, – снова в Харитоновку. Женился, завел свое хозяйство, вступил в колхоз имени Ленина, где и работал до войны.

27 января 1942 года он отправился на свою вторую войну. Как моряка (а моряков бывших не бывает) его отправили в Новороссийскую военно-морскую базу. Здесь в это время готовилось пополнение для 7-й бригады морской пехоты, которая с ноября прошлого года дралась в Севастополе.

В марте морской пехотинец-краснофлотец Михаил Бадякшин стал ее бойцом. Трудно было уцелеть в тех боях, которые тогда кипели. 29 мая Михаил был тяжело ранен в бок и его эвакуировали в госпиталь на большую землю. В это время начался третий, решающий, штурм Севастополя. Немцы блокировали все морские подходы к городу, тем не менее группу раненых, в числе которых был Бадякшин, удалось вывезти в тыл.

После лечения его направили в 322 отдельный батальон морской пехоты, который в составе бригады сдерживал наступление на Новороссийск и город Туапсе. В тех боях морпехи покрыли себя неувядаемой славой. А в ноябре весь личный состав начали готовить к десантной операции. Тренировали посадку на суда и корабли, десантирование на необорудованный берег и многое что еще.

Так что ночью 10 февраля 1943 года на только что захваченный плацдарм высаживались опытные, храбрые бойцы. В течение недели они расширили плацдарм до 30 квадратных километров. И на этом клочке каменистой голой земли развернулись кровопролитные бои, которые продолжились 225 дней и ночей. Операция войдет в историю нашей Родины как «Малая земля». Свою лепту в ее существование внес и Михаил Бадякшин. 23 февраля он снова был тяжело ранен, контужен и вывезен в тыловой госпиталь.

После госпиталя служил рулевым на боевом корабле – лидере эсминцев «Харьков». Начались боевые походы. В ночь на 6 октября 1943 года «Харьков» в сопровождении двух эсминцев совершил набег на южный берег Крыма, обстреляв немецкий плацдарм. Однако утром при отходе кораблей они были настигнуты немецкими пикирующими бомбардировщиками. В течение семи часов советские моряки вели неравный бой. К сожалению, все три корабля были потоплены. Погибло 780 человек, подошедшие суда подобрали из воды 123 человека, в числе которых был и Бадякшин.

Потом он служил на крейсере «Ворошилов», а затем на берегу, в системе обслуживания Крымского оборонительного района. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Северного Кавказа», «За победу над Германией».
Демобилизовали М.М. Бадякшина 31 октября 1945 года. Отслужив честно в армии и на флоте одиннадцать лет, он вернулся к мирным делам. Жил просто, открыто, работал в колхозе, никогда не держал камня за пазухой, за что его и любили сельчане. Прожив долгую жизнь, в 1985 году ветеран-моряк был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Высадку десанта Ц. Куникова и последующие бои на «Малой земле» обеспечивала береговая артиллерия, которая находилась по другую сторону Цемесского залива. Особенно отличались артиллеристы 251 подвижного артиллерийского дивизиона, где одно из орудий обслуживал номерной красноармеец, уроженец села Большая Тарасовка Григорий Тимофеевич Семыкин.

Он родился в 1904 году, в начале 30-х годов приехал в г. Куйбышев, откуда и был призван на фронт 12 апреля 1942 года. Служить его направили в Новороссийскую военно-морскую базу, где шло формирование 251 отдельного подвижного артдивизиона береговой обороны. Личный состав освоил мощные дальнобойные пушки-гаубицы калибром 152 мм.

Во второй половине 1942 года немцы прорвались на Северный Кавказ и собирались с ходу захватить Новороссийск – главную на тот момент базу Черноморского флота. Но этого им сделать не удалось. За город развернулись упорные бои. Моряки-артиллеристы огнем своих орудий поддерживали пехоту. А Семыкин стал пулеметчиком. Участвовал в обороне школы №30, рыбного завода. 10 сентября его батарея, оставшись в окружении и взорвав всю материальную часть, была катерами переправлена на юго-восточную часть города, которая осталась в руках советских войск. Дальше немцы продвинуться не смогли.

Дивизион, пополнив матчасть, принял участие в боях за Шапшугский перевал и город Туапсе, а к концу года вернулся на позиции под Новороссийском. Отсюда он точным огнем 152- и 122-миллиметровых орудий (их было 16) поддерживал десантников в районе Станички и защитников «Малой земли».

В сентябре 1943 года, когда начался штурм Новороссийска, свою лепту в успех внесли и воины 251 ОПАД. В итоге дивизион получил почетное наименование «Новороссийский». В ноябре 1943 и январе 1944 годов он обеспечивал огнем высадку десанта под Керчью и оборону плацдарма под городом. Орудия вели меткий огонь по врагу через Керченский пролив с косы Чушка. И во всех этих боях участвовал старшина первой статьи Семыкин.

По результатам боев за Керчь дивизион был награжден орденом Красного Знамени. Летом 1944 года дивизион в составе Дунайской военной флотилии обеспечивал форсирование Днестровского лимана в Одесской области, захват г. Аккерман. В это время Семыкин исполнял должность кладовщика боепитания, доставлял боезапас на огневые позиции всех четырех батарей, часто под обстрелом противника. Службу на флоте наш земляк закончил в декабре 1945 года. Грудь воина украсили медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

Золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны вписан штурм Новороссийска в сентябре 1943 года. Немцы создали здесь мощный оборонительный рубеж, который обеспечивали пять дивизий. Казалось, эту крепость не взять. Наше командование решило атаковать город с запада и востока, а в порт высадить морской десант.

Около трех часов ночи 10 сентября в акваторию порта на полном ходу влетели два десятка торпедных катеров, на борту которых находились морские пехотинцы и бойцы 1339 стрелкового полка 318 дивизии. Одновременно с этим береговые батареи открыли массированный огонь по месту высадки и позициям в городе. Немцы были захвачены врасплох.

Катера ударами торпед пробили брешь в боновых заграждениях порта, прорвались к причалам и начали высадку десанта. Немцы опомнились и открыли ураганный огонь. Говорят, вода в заливе буквально кипела от взрывов. Но это не остановило наших воинов, которые зацепились за берег и устремились в глубь обороны врага. Особенно удачно действовали бойцы 393 отдельного батальона морской пехоты. Он был сформирован из состава отряда моряков Ц.Л. Куникова, и батальону было присвоено имя первого командира.

В его состав был включен и молодой, но опытный краснофлотец Григорий Бульда родом из хутора Алексеевка Перелюбского района. Отец его Михаил Моисеевич, переселенец из Украины, один из основателей хутора. Здесь в 1922 году и родился Григорий. В 1939 году он был призван на службу в военно-морской флот и определен в Черноморский флотский экипаж. В составе морской стрелковой бригады участвовал в обороне Севастополя, был дважды ранен.

И вот новый бой автоматчика Бульды. «Выскочив на берег, т. Бульда гранатами разминировал проход в минном поле. Он был назначен боевым санитаром и со своей задачей справился отлично, перевязав и вынеся 15 человек, несмотря на усиленный минометный и пулеметный огонь противника. Находясь в обороне в столовой, сам лично уничтожил трех фрицев», — так, если верить наградному листу, начинался бой для Григория.

Морпехи захватили плацдарм в городе, в том числе и район элеватора. Второй плацдарм отбили у врага воины 1339 полка. Бои на них отличались крайним ожесточением, часто переходили в рукопашные схватки. Немцы бросили в бой все силы, стремясь уничтожить десантников. Однако в следующую ночь подошел второй эшелон десанта, который усилил натиск на врага.

Десантники дрались с невиданной отвагой, отбивая дом за домом. Тем временем, наступающие на город с двух сторон войска, никак не могли прорвать оборону, и десантникам приходилось драться в окружении с ограниченным запасом боеприпасов и при полном отсутствии питания. И только на пятые сутки в город ворвались стрелковые части, а немцы начали отход. 16 сентября Новороссийск был освобожден.

11 сентября в бою за цементный завод «Пролетарий» погиб командир стрелкового взвода 1337 полка Гадей Габдракипович Ибрагимов. В архиве министерства обороны сохранилась его учетная карточка, которую можно найти на сайте «Память народа». Из нее можно узнать, что наш герой родился 5 августа 1918 года в деревне Юлдожбаево, окончил в 1934 году шесть классов и стал комсомольцем. После школы работал в колхозе, а 24 апреля 1941 года был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в Конотопское авиационное училище.

Окончить его Гадею не удалось: 18 февраля 1942 года курсантов училища отправили на фронт. Ибрагимов стал разведчиком в пехоте, а 24 сентября того же года его направили на курсы младших лейтенантов, которые он закончил 31 января 1943 года. Пять месяцев он командовал взводом в 106 стрелковом полку 176 дивизии, попал в госпиталь, откуда получил назначение в 1337 стрелковый полк 318 дивизии.

11 сентября часть полка была высажена в порту Новороссийска в помощь бойцам 1339 полка. Совместно десантники повели наступление на цементный завод «Пролетарий». Повел в атаку свой взвод и младший лейтенант Ибрагимов. Это была его последняя атака. Похоронили Г.Г. Ибрагимова в братской могиле около завода «Пролетарий», в которой покоится прах 356 воинов. В 1970 году на могиле установлен памятник, а три года спустя Новороссийск получил звание города-героя…

Ну а Г.М. Бульда за бои в Новороссийске был награжден медалью «За отвагу» и продолжил службу в морской пехоте. В составе родного батальона он освобождал Тамань, участвовал в десантной операции в г. Керчь в начале 1944 года.
Ночью 22 января десант морпехов был высажен прямо в порту города, чего никак не ожидали немцы. Воспользовавшись фактором внезапности и возникшей неразберихи противника, десантники заняли часть порта, ворвались в город и захватили несколько господствующих зданий, в том числе железнодорожную станцию. Это был удар в самое сердце фашистов. Автоматчик Бульда в составе отделения блокировал немцев в двух домах. Григорий вместе с товарищами пробрался вплотную к противнику и забросал того гранатами, уничтожив пять немцев вместе с рацией.

Всего же в ходе атаки Бульда истребил 12 немецких солдат и одного офицера. Все попытки немцев выбить десантников не увенчались успехом: Бульда и его товарищи стояли насмерть, а потом 24 января пробились к своим. К сожалению, удачной эта операция не стала. Тем не менее морпехи нанесли серьезный урон противнику, уничтожив свыше 300 солдат и офицеров, захватили и вывели с собой 180 пленных. Подвиги десантников были оценены по достоинству, многие из них получили награды. Григорий Михайлович был удостоен ордена Отечественной войны II степени.

Он воевал в морской пехоте до конца войны. Службу закончил в апреле 1948 года при штабе Черноморского флота. Кроме вышеназванных наград Г.М. Бульда удостоен медалей «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», а в 1985 году ему вручили юбилейный орден Отечественной войны I степени.

Бои под Новороссийском продолжались без малого 400 дней и ночей, и по продолжительности они уступают только обороне Ленинграда. За стойкость, мужество и героизм, проявленные защитниками Новороссийска, 7 мая 1966 года город был награжден орденом Отечественной войны I степени, а 17 сентября 1973 года в честь 30-летия разгрома фашистских войск при защите Северного Кавказа ему было присвоено звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Свой вклад в победу над врагом в Новороссийске внесли и воины Перелюбского района.

Юрий Бычков