Есть в Перелюбском районе речушка с неблагозвучным названием Дурная. Кто, когда и за что дал ей это имя – неизвестно. Наверное, за крутой норов, который она проявляет в весенний паводок. И несет она свои бурные воды в речку Сестру, впадая в нее под прямым углом напротив некогда многолюдного волостного села Смоленка. Невелика Дурная по длине — около двадцати километров. Бежит она, петляя по степи, и на полпути принимает в себя с правой стороны балку Поперечную. Вот тут на стыке ее с Дурной и стоит с давних пор хутор Поперечный. То ли балка дала ему это название, то ли наоборот — сие пока не установлено.

Первое упоминание о хуторе Поперечный относится к 1859 году. Из списка населенных мест Самарской губернии можно узнать, что в нем в 11 дворах проживало 29 человек, в том числе 16 мужчин. Хуторяне были государственными крестьянами и занимались хлебопашеством. Со временем неподалеку от Дурной встали еще несколько хуторов. Ниже по течению, например, Воеводский и Столбуши.

Угодья хуторян примыкали к земельным владениям генералов Михаила и Евгения Жуковских. Им за усердие в военной службе императором было даровано 3000 гектаров земель в Смоленской волости, куда и относился хутор Поперечный. Со временем генеральская земля перешла в другие руки, а хуторяне продолжали жить на старом месте.

Население Поперечного быстро росло, и не только за счет естественного прироста, но и большого числа переселенцев. К 1900 году здесь уже проживало 175 человек, которые обрабатывали арендованные у государства (казны) 1200 гектаров. Для сравнения: в это же время рядом, по соседству, стоял хутор Н.С. Глухова (ныне это поселок Октябрьский) с населением 8 человек. Правда, Николай Степанович владел почти 4000 гектаров земельных угодий.

На Поперечном шла размеренная патриархальная жизнь. Детей здесь рождалось много, их записывали и крестили в церкви села Смоленка, здесь же проходило венчание, фиксировалась смерть. Особенно была велика детская смертность, которая превышала порой 50 процентов. И тем не менее здесь формировались целые семейные кланы, в частности Исаковых и Сутягиных.

Когда началась Первая мировая война, десятки попереченцев надели солдатские шинели. И скоро на хутор стали приходить скорбные извещения. Так, стало известно, что в далеких неведомых горах Карпаты погибли в бою 5 февраля 1915 года рядовые 10 пехотного Финляндского полка Никита Родионович Данилкин и Илья Иванович Пылаев. В октябре того же года был убит в бою рядовой 323 пехотного Юрьевецкого полка Иван Родионович Завалишин.

Дважды были ранены рядовой 138 пехотного Болховского полка Михаил Васильевич Гаев и рядовой 12 гренадерского Астраханского полка Захар Терентьевич Исаков. Проливали свою кровь «за веру, царя и Отечество» Илья Ильич Сутягин, Василий Никанорович Сутягин, Василий Никитович Мельник, Иван Парфенович Афанасьев, братья Федот и Андрей Ивановичи Исаковы, другие хуторяне.

И заслуженные в боях награды не обошли попереченцев. В 186 Асландузском полку на хорошем счету был фельдфебель Трофим Никифорович Корешенков. Он неспроста занимал должность ротного старшины, был примером для подчиненных. Отличился в бою 29 июля 1915 года, а менее чем через месяц ему вручили Георгиевский крест IV степени.

В последний день мая 1916 года храбрый солдат был ранен, лечился в лазарете. Такую же награду за номером 109987 получил еще один хуторянин – рядовой 16 стрелкового Императора Александра III полка Иван Федорович Рябцев. Георгия ему вручили 10 апреля 1915 года, а уже 7 мая он был ранен и отправлен в тыл на лечение.

Так воевали в Первую мировую солдаты хутора Поперечный. Поздней осенью 1917 года, когда свершилась пролетарская революция и императорская армия прекратила свое существование, уцелевшие в той войне вернулись домой, снова взялись за привычное дело – стали растить хлеб, детей. Несмотря на военное лихолетье и разруху, население в хуторе выросло до 330 человек, и он был одним из самых многолюдных в нашем крае.

1918 год выдался урожайным, работы в поле хватало всем, однако вскоре началась новая война – Гражданская. Многие бывшие солдаты царской армии, особенно молодого возраста, откликнулись на призыв новой советской власти встать на ее защиту. И хуторяне снова взялись за оружие.

В списках добровольцев 2 Николаевской (затем 22 стрелковой) дивизии, которую сформировал В.И. Чапаев, можно найти имена жителей хутора Поперечный: Ивана Парфеновича Афанасьева, Василия Никаноровича Сутягина, Федота и Андрея Исаковых, Григория Климовича Губанова. Дивизия вела активные боевые действия против уральских казаков, отбивалась от них в Нижней Покровке, брала штурмом, а затем обороняла город Уральск, воевала против Деникина. Одерживала победы, и солдаты из Поперечного были там не на последнем счету.

Пока шла Гражданская война, на родине произошли серьезные изменения. В 1918 году на базе экономии Н.С. Глухова и других близлежащих частнокапиталистических владений (Баламожнова, Шадриной, Мирковича и других) было создано одно из первых в стране советских хозяйств – совхоз Глуховский. В состав его по истечении некоторого времени включили и хутор Поперечный, который стал играть важную роль в становлении совхоза, производственной деятельности.

Хозяйство в середине 20-х годов получило статус племенного овцеводческого, а с 1927 года получило название овцесовхоз № 5 «Октябрьский» (в честь 10-й годовщины Октябрьской Социалистической революции). На Поперечном стала базироваться ферма № 1, где наряду с овцами содержался крупный рогатый скот, лошади, небольшое молочное стадо.

И на трудовом фронте отличались хуторяне. Совхоз в то время был флагманом сельхозпрогресса в районе. Активно осваивал новую технику, поднимал социальную сферу. Люди охотно шли работать в совхоз, так как помимо оплаты здесь выдавались продовольственные пайки. Все, кто трудился в хозяйстве, заносились в разряд рабочих, им выдавали паспорта.  Со временем, думаю, местные краеведы еще расскажут о трудовых свершениях попереченцев.

В 30-х годах на передовых ролях в совхозе были ударники стахановского труда комбайнеры-трактористы Тимофей Андреевич Сутягин и Елисей Иванович Исаков, чабаны Василий Фролович Исаков и Василий Иванович Гонзуревский. Фермой уверенно управлял Василий Степанович Дурейкин, а затем — Михаил Евлантьевич Дичанский, молочно-товарной фермой заведовала М.М. Колтунова. Добросовестно трудились и другие хуторяне.

Когда началась Великая Отечественная война, боеспособные попереченцы снова взялись за оружие. Теперь они воевали за Отчизну под другими знаменами, но так же героически и мужественно. И многие из них остались на поле брани. В их числе Василий Николаевич Акульшин, Борис Федорович Коновалов, Сергей Елизарович Демин, Иван Григорьевич Губанов, Василий  Фролович Исаков, Тимофей Андреевич Сутягин, Степан Ильич Сутягин. Алексей Андреевич Сутягин погиб в бою 15 ноября 1942 года в Сталинграде. Его имя можно прочесть в Пантеоне Славы на Мамаевом кургане в Волгограде.

Немного не дожил до Дня Победы сын погибшего в Первую мировую войну солдата Владимир Никитович Данилкин. Он погиб в Германии 14 марта 1945 года. После госпиталя сержант Данилкин воевал в 106 гаубичной артбригаде: на тракторе таскал тяжеленные орудия, успевая за пехотой. Был награжден медалью «За отвагу». Потомки воинов Данилкиных и сегодня проживают в нашем районе.

Воевавшие в императорской армии попереченцы в силу своего крестьянского происхождения не могли достичь высоких командных чинов. Т.Н. Корешенков добился наибольшего звания «фельдфебель». А вот сын Михаила Гаева, простой хуторской парень Алексей Гаев, дослужился до полковничьих погон. Родился он 20 ноября 1924 года на х. Поперечный. В семнадцать лет, 16 августа 1942 года, его призвали в ряды Красной Армии и направили в военное училище.

С октября 1943 года комсомолец, младший лейтенант Гаев командует стрелковым взводом на Воронежском фронте. Не раз отличался в наступательных боях, отмечен орденом Красной Звезды. Стал командиром роты, был дважды ранен, в том числе 11 марта 1944 года тяжело, получил ограничение по службе, однако в Красной Армии остался. Служил до 31 октября 1975 года, уволен в запас в звании полковника.

Не менее героическим был путь в армии Георгия Федотовича Исакова – сына ветерана двух войн. Он был на год старше Алексея Гаева и службу начал в марте 1942 года. Окончив ускоренный курс училища, командовал пулеметным взводом. Участвовал в боях на Курской дуге, под Харьковом, в Молдавии и Румынии, был трижды ранен и удостоен ордена Красной Звезды.

А потом была война с Японией, где лейтенант Исаков, командуя минометным взводом, сумел уничтожить опорный пункт противника, за что был награжден орденом Красного Знамени. Кроме орденов, награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». В 1985 году получил юбилейный орден Отечественной войны II степени. Проживал в г. Куйбышеве (Самара).

А вот уроженец хутора Поперечный, также сын ветерана двух войн Федор Васильевич Сутягин в Великую Отечественную войну был «всего лишь» ефрейтором. И тем не менее совершил столько подвигов, что их и не счесть. Появился он на свет 18 августа 1919 года, когда его отец уже служил у Чапаева. Учился в школе, работал, в 1939 году его призвали в Красную Армию.

На фронте с первых дней, познал всю горечь отступлений и поражений первого периода войны. Воевал понтонером в отдельном мото-понтонном батальоне, обеспечивал форсирование рек на ряде фронтов, в том числе на Северном Кавказе, был ранен и награжден медалью «За отвагу». Свой главный подвиг совершил при форсировании Днепра в октябре 1943 года. Будучи раненым, несколько суток обеспечивал под огнем противника переправу наших войск.

Был представлен командованием армии к званию Героя Советского Союза, однако награжден орденом Красного Знамени. Своей рукой эту награду выписал будущий маршал Советского Союза, а тогда генерал армии К.К. Рокоссовский. Воевал Федор Васильевич до последнего дня войны. Помимо выше названных наград отмечен медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1985 году награжден орденом Великой Отечественной войны I степени. Скончался герой 22 декабря 1992 года, похоронен в г. Новокуйбышевске Самарской области.

У М.Е. Дичанского было два сына, и оба они ушли на фронт. Сначала, в августе 1942 года, восемнадцатилетний Николай, а через год в ноябре Петр, которому едва исполнилось семнадцать. На Николая пришла похоронка, в которой сообщалось, что сержант Николай Михайлович Дичанский погиб в бою 2 сентября 1943 года и захоронен в с. Соколово Змиевского района Харьковской области.

Имя его увековечено в областной Книге Памяти (том № 5, стр. 459), есть оно и на мемориальной плите Мемориала Славы в с. Перелюб. А в с. Соколово есть братская могила, в которой захоронено более 600 советских бойцов.  В одном из списков под номером 45 значится сержант Дичанский Николай Михайлович (данные за 1991 год).

Но не надо верить глазам! Тогда, в сентябре сорок третьего, он был тяжело ранен, но в покойники его записали рано. Вылечившись и снова встав на ноги, Дичанский снова пошел в бой. Особенно гвардии старшина, комсомолец и командир пулеметного расчета Дичанский отличился в боях 1945 года.

В Венгрии при форсировании канала Шарлиз он умело поддерживал огнем наступающую пехоту. Во время штурма столицы Австрии Вены, когда из строя выбыл командир взвода, Николай взял командование на себя и повел бойцов вперед, уничтожив до 70 фашистов. Орден Красной Звезды, медали «За взятие Вены» и «За победу над Германией» он получил в июне сорок пятого. И вернулся на родину.

Петр начинал службу в 1865 зенитном артиллерийском полку, в котором и встретил День Победы. Потом, окончив военное училище, долго, до 21 мая 1969 года, служил в армии. В запас вышел в звании майора. А осенью 1944 года призвали в армию и Дичанского-старшего, которому шел сорок пятый год. По состоянию здоровья он на фронт не попал, служил в трудовой армии.

Всю войну прошел и дважды был ранен один из лучших животноводов совхоза Василий Иванович Гонзуревский. Огнеметчик батальона ранцевых огнеметов рядовой В.И. Гонзуревский был удостоен медали «За боевые заслуги» во время освобождения Белоруссии в августе 1944 года. Храбро сражались с фашистами и другие хуторяне.

Попереченцы отличались не только в ратном деле, но и в трудовом. Они ковали Победу в тылу, работали, не жалея сил и здоровья. Да и в последующие годы жители хутора Поперечного вносили весомый вклад в развитие хозяйства. Сегодня, как и раньше, они служат своему делу, прославляя свой хутор. Наверное, об этом еще будет написано и сказано немало.

Ну а речка Дурная по-прежнему течет по весне в реку Сестру. Нынче у нее, правда, не тот норов, что раньше, и стреножили ее плотины, которые поят жителей Поперечного, их сады и огороды. Было время, когда и орошаемый участок получал воду из Дурной. И по-прежнему стоит на ее правом берегу хутор, проживающий свою долгую историю. Пусть она никогда не кончается.

Юрий Бычков