За 95 лет своего существования Перелюбский район пережил немало событий — больших и малых. Но одно из них стоит особняком, и о нем мало кто вспоминает – создание органов управления новой административно-территориальной единицы Саратовской области (тогда Нижне-Волжского края) в далеком 1928 году.

В то время на базе пяти волостей Пугачевского округа был создан район, которому была уготована долгая судьба. Его созданию предшествовала большая организационно-политическая работа, в ходе которой жители сел, деревень и хуторов Перелюбской, Смоленской, Грачево-Кустовской, Нижне-Покровской и Кузябаевской волостей определили свое будущее. Ранее оно было связано с Самарской губернией, теперь предстояло жить в другой области и при новых органах власти.

Волостные подлежали упразднению, на местах оставались сельские Советы, которые напрямую подчинялись создаваемым районным органам управления – пленуму исполнительного комитета Совета депутатов и комитету Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, сокращенно ВКП(б). Их было решено создавать на базе Смоленского волостного исполнительного комитета и местной ячейки ВКП(б).

Там была создана организационная комиссия, которая занималась формированием районных органов власти. Создали свое оргбюро и коммунисты, которые по существу и руководили процессом. Возглавил его секретарь Смоленского волисполкома Н.Ф. Кузнецов.

И вот 18 июля 1928 года состоялось историческое заседание оргбюро, на котором и были определены кандидаты в органы народной и партийной власти. В члены пленума райисполкома был рекомендован 21 человек, кандидатами к ним выдвигались семь человек. Из числа членов пленума был избран президиум в составе пяти человек. 11 коммунистов стали членами районного комитета ВКП(б), а еще четверо – кандидатами к ним.

Кто же были эти люди, взявшие на себя ответственность быть первыми? Почти все крестьяне по социальному происхождению, но многие из них уже были обременены административной работой. Так, в состав пленума вошли председатели волисполкомов: Перелюбского – Г.Н. Сборщиков, Кузябаевского —  Х.Г. Юсупов, председатели сельских Советов: Средне-Покровского И.Е. Еськов, Нижне-Покровского А.А. Колыбердин, Кузябаевского – А.Н. Звонников, а также председатель ЕПО (Единого потребительского общества) из села Перелюб Е.И. Кондукторов, член ЕПО (с. Нижняя Покровка) Г.И. Павловский, секретарь Смоленского волисполкома Н.Ф. Кузнецов, председатель сельхозкоммуны «Путь социализма» (с. Нижняя Покровка) Л.Л. Степанов, заведующий избой-читальней с. Перелюб Ф.П. Пасько, кладовщик овцесовхоза №5 «Октябрьский» Х.П. Калиниченко, начальник Смоленской милиции В.М. Шалагин и ряд других.

Включили в орган власти батраков Феофанова из Перелюба, Л.И. Пономарева из Нижней Покровки, Ф.Е. Ермилова и П.В. Никонова (оба из Смоленки), рабочего В.И. Мурзина, который возглавлял организационную комиссию. Среди кандидатов в члены пленума были рабочий В.А. Дамперов (с. Перелюб), крестьянин А.В. Кузнецов, учительница Л.Ф. Амасийская, народный судья М.Д. Богданов (все трое из Смоленки).

Часть из членов пленума были коммунистами, и они стали кандидатами в члены райкома ВКП(б). Это Г.Н. Сборщиков, Н.Ф. Кузнецов, Г.И. Павловский, Х.П. Калиниченко, В.И. Мурзин, Т.Е. Федосеев (с. Смоленка), Акиров (с. Кузябаево). К ним добавились ответсекретарь партячейки с. Смоленка В.Ф. Лапшин, секретарь Кузябаевского сельсовета И. Ишбердин, секретарь партячейки с. Нижняя Покровка К.В. Фадин, заведующий школой крестьянской молодежи с. Перелюб С.С. Скрынников.

В кандидаты к ним были определены Л.Ф. Амасийская, М.Д. Богданов, член оргкомиссии С.А. Бочкарев (Перелюб), домохозяйка А.А. Шалагина (Смоленка). Кандидатами в члены главного руководящего органа – президиума Смоленского райисполкома – включили В.И. Мурзина, Т.Е. Федосеева, С.А. Бочкарева, В.М. Шалагина и Н.Ф. Кузнецова.

Интересно, что в составе руководящих органов нового района не оказалось ни одного представителя многолюдной Грачево-Кустовской волости. Или тамошние власти игнорировали работу по созданию управленческого аппарата, или изначально видели свою округу в другом, Пугачевском, районе? Словом, загадка.

Но как бы там ни было, решение о создании органов управления состоялось. Первым секретарем Смоленского райкома ВКП(б) был избран Николай Федорович Кузнецов, а председателем райисполкома — Василий Иванович Мурзин. Это были опытные, зрелые люди, оба были коммунистами с 1918 года, обладали организаторскими способностями.

Большим авторитетом у населения пользовались и другие члены пленума РИК (райисполкома), райкома компартии. Так, в Перелюбе хорошо знали Гурия Николаевича Сборщикова. Потомок основателей села, он участвовал в Первой мировой войне, воевал за советскую власть в составе 22-й Николаевской им. В.И. Чапаева дивизии, вступил в партию большевиков, занимал активную жизненную позицию. Был одним из инициаторов создания в волости в 1923 году сельскохозяйственного кредитного товарищества, одной из первых в районе сельхозартелей, которую назвали «Пахарь», был ее первым председателем. Потом земляки доверили ему руководство Перелюбской волостью.

Его односельчанин Ефим Иванович Кондукторов тоже служил в царской армии, причем в элитном лейб-гвардии Преображенском полку в звании старшего унтер-офицера, отличился храбростью в боях Первой мировой. Приняв советскую власть, многое делал для ее укрепления. И не зря. Со временем сельчане доверили ему право быть председателем ЕПО, которое занималось развитием торговли на местах.

Знали перелюбцы и способности молодого, активного поборника новой власти Федора Петровича Пасько. Родился он в 1902 году, стал одним из первых комсомольцев в округе, несколько лет возглавлял местную организацию Союза молодежи, избирался председателем крестьянского комитета общественной взаимопомощи (ККОВ). Многое делал для развития образования и культуры в селе.

Кузябаевцы хорошо знали молодого активиста советской власти Александра Николаевича Звонникова, уроженца села Новая Дмитриевка Клинцовского района. С ранних лет ему, бедняку, пришлось работать по найму (батрачить) у богатых крестьян с 1921 года в Кузябаевской волости. Он сдружился с башкирами, выучил их язык, часто выступал в защиту обездоленных. Вступив в комсомол в 1920 году, Александр активно помогал становлению хорошей жизни в крае. В 1925 году Звонникова избрали председателем Кузябаевского сельского Совета. Было ему в ту пору всего 22 года.

А вот тамошний волисполком возглавлял ветеран борьбы за советскую власть в нашем районе Хамзя Габбасович Юсупов из села Кучумбетово, где он родился и вырос. Не меньшим влиянием в народе пользовались и другие представители районной власти. Хозяйство им досталось большое, но трудное. Едоков в районе насчитывалось 23073 человека, а посевов всего 23607 гектаров при скудном урожае.

На учет был взят весь рабочий скот – 3568 лошадей (еще имелось 799 жеребят), 693 верблюда, 1048 рабочих волов. Но почти все это поголовье (плюс коровы, телята, свиньи и овцы) находилось в собственности зажиточных крестьян. Тем не менее на следующий год было запланировано засеять 27785 гектаров, в том числе пшеницей 21853 гектара.

Было подсчитано, что по тогдашним нормам на прокорм населения требовалось 345680 пудов зерна, в основном пшеницы, кроме того, 128671 пуд семенного материала. Конечно, большую часть необходимого планировалось получить на месте, но вместе с тем недостающая часть должна была поступить из государственных запасов. С учетом тогдашних реалий добиться желаемого было нелегко.

Кроме сельского хозяйства, новые органы власти обязаны были повышать уровень благосостояния граждан, народного образования, здравоохранения и так далее. Удалось сформировать районный бюджет на 1928 год в размере 116946 рублей, причем 46169 рублей, или почти 49 процентов, направлялось  на народное образование, которое тогда в малограмотной стране было в приоритете.

Много бюджетных денег «съедали» органы управления: 37977 рублей (32,5 процента). На медицину отпускалось всего 13304 рубля. Почти ничего (240 рублей) не получало сельское хозяйство. Но уже на следующий год был сверстан более весомый бюджет – 145137 рублей (рост на 24 процента). Народное образование финансировалось на 59214 рублей (плюс 28 процентов), медицина на 18223 рубля (плюс 37 процентов). На развитие сельского хозяйства было запланировано 11677 рублей. А вот расходы на управление сократились до 31797 рублей (минус 16 процентов).

Работа по организации управления райкомом протекала в трудных условиях. В частности и потому, что возникали серьезные разногласия по поводу местонахождения районного центра. В силу того, что организационные мероприятия проходили в Смоленке и значительная часть актива работала в местном волисполкоме, «столицу» нового района решили базировать там.

С этим категорически были не согласны представители Перелюба, которые еще до заседания оргбюро настаивали на своем селе. И на то были основания. Перелюб с «пригородами» Козловкой, Юртовкой и Бригадировкой по населению в два раза превосходил Смоленку. Здесь находилась важная инфраструктура: три школы, больница и поликлиника, узел почтовой связи, ветстанция и ряд других социальных объектов.

Да и в хозяйственном плане село имело неоспоримые преимущества. Тем не менее районный центр обосновали в Смоленке. Перелюбцы не сдавались и в конце концов добились своего. С осени 1929 года районный центр перекочевал на берега Камелика, где находится и по сей день.

В первые годы существования района часто менялось его руководство. Так, Н.Ф. Кузнецов работал секретарем райкома ВКП(б) до конца 1928 года, а летом его сменил Захар Михайлович Бахарев, не удержавшийся на этой должности и года. Серьезные изменения происходили в начале 30-х годов, когда повсеместно велось колхозное строительство и раскулачивали зажиточных крестьян. Многие из первых управленцев района не удержались в бурном потоке тогдашних событий. Да и судьбы их неизвестны.

Твердо выдерживал свою советскую линию Г.Н. Сборщиков,   первый председатель сельхозартели «Пахарь» (ныне «Родина»). Он продолжал работу в колхозе в должности бухгалтера (счетовода). Однако в конце тридцатых годов он серьезно заболел и вскоре в 1940 году скончался. Так что на свою третью войну он не попал.

В 1943 году стал солдатом сын Гурия Николаевича Виктор. Он храбро воевал, был награжден медалью «За боевые заслуги» и долго служил в армии, потом жил и работал в Перелюбе. Здесь сейчас живут его сын Александр и дочь Татьяна. Старший сын, Владимир, вышел в отставку в звании подполковника и сейчас вместе с супругой Татьяной Петровной (в девичестве Приходько) обитает в Новосибирске.

А.Н. Звонников со временем стал кадровым военным – окончил училище, служил в г. Орджоникидзе, где его и застала Великая Отечественная война. Ушел на фронт, воевал в составе 18-й танковой бригады. Заместитель командира по технической части майор А.Н. Звонников погиб в бою 4 сентября 1942 года. Похоронен в братской могиле в деревне Холмино Темкинского района Смоленской области.

В июле 1941 года ушел на фронт Федор Петрович Пасько и не вернулся. Считается пропавшим без вести с сентября 1941 года. А вот В.Ф. Лапшину повезло. Воевал пулеметчиком, отмечен медалью «За боевые заслуги» и другими наградами.

Все тяготы Великой Отечественной войны вынесли на себе сыновья первых руководителей района. В.А. Дамперов проводил на фронт двоих сыновей. Старший, Алексей, 1923 года рождения, числится в списках пропавших без вести. А вот Виктор, 1926 года рождения, уцелел. Гвардии рядовой В.В. Дамперов воевал храбро, награжден был орденами Красной Звезды и Славы III степени, медалями.

С 1935 года служил в Красной Армии сын Х.П. Калиниченко Иван. Он прошел всю войну, дважды был ранен. Боевой путь отмечен медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». Окончил знаменитое Московское высшее командное училище им. В.И. Ленина.

Сын Семена Антоновича Бочкарева Федор был призван в Красную Армию в 1942 году в возрасте семнадцати лет. Воевал до Победы в гвардейском полку разведчиком. Грудь молодого воина украсили орден Славы III степени, медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». В 1985 году Ф.С. Бочкарев был награжден юбилейным орденом Отечественной войны II степени.

Юрий Бычков