В 1966 году на Марьевке скончался на 102 году жизни последний из основателей этого села – Илья Андреевич Звягинцев. За спиной у патриарха остался большой и трудный жизненный путь. А начинался он далеко от наших мест, в Малороссии, в Павлоградском уезде Екатеринославской губернии.

Илья Андреевич

Родился Илья Андреевич в бедной семье государственных крестьян и сызмальства был приучен к труду, почитанию родителей и православия. Рос крепким, смышленым парнем, и, когда пришел черед служить в императорской армии, Звягинцева определили в элитный лейб-гвардии Семеновский полк, начало которому положил император Петр Великий. Служил Илья отменно, перед увольнением занимал должность старшины роты. Ему было присвоено высшее для низших чинов звание фельдфебеля.

Бравый гвардеец вернулся домой, женился, завел хозяйство, растил детей. Однако нужда заедала, поскольку семье был выделен крохотный земельный участок сельской общины, который с трудом кормил Звягинцевых. Но вот в конце 1890-х годов по уезду пошел слух о том, что далеко за Волгой, в степном краю, Крестьянский Поземельный банк продает в рассрочку и по выгодной цене большие земельные угодья, некогда принадлежащие купцу Зейферту.

Послали ходоков в те края. Те, вернувшись, подтвердили, что такая земля продается. И двести с лишним семей ряда сел Павлоградского уезда собрались в далекий путь и, завершив его, осели на берегу небольшой речушки Каменка, которая впадает в Камелик. Свой хутор переселенцы поставили напротив хутора Зейферта, где проживали выходцы из села Марьевка Самарской губернии. Пусть и наш хутор будет Марьевский, решили новоселы, в числе которых был и Илья Андреевич Звягинцев.

Оформив купчую, крестьяне получили солидные земельные участки и рьяно взялись за обустройство жизни на новом месте. Хутор растянулся на добрых две версты вдоль Каменки и был в то время самым большим в Смоленской волости: в нем проживало свыше 900 человек.

Так начиналась жизнь Звягинцевых на новом месте, которое для последующих поколений семьи станет родным. И суровых испытаний на долю Ильи Андреевича, его семьи выпадет немало. И голодовки они пережили, и лихие времена войн, разрухи, социальных потрясений и так далее.

Василий Ильич

Достойным наследником отца стал его сын Василий. Ему было всего три года, когда он оказался в Марьевке. С нею он и свяжет всю свою нелегкую жизнь. Василий стал надежным помощником своего отца, унаследовав от него не только трудолюбие, но и высокие человеческие качества. Окрепнув, работал в хозяйстве до 1916 года. Уже шла Первая мировая война, и Василия призвали на службу.

Военному делу обучали в Николаевске (ныне Пугачев), в запасном пехотном полку. А потом на фронт. Но к тому времени крутые революционные события перевернули ход истории, разрушили императорскую армию. В начале 1918 года Василий Ильич оказался дома, взялся было за мирную работу. Но вокруг, по образному выражению поэта, «уже кипела похлебка классовой борьбы», и Звягинцев пошел добровольцем в формируемую В.И. Чапаевым 2-ю Николаевскую дивизию. И еще три года войны.

Новая семья

Дома пришлось, что называется, засучить рукава: трудиться денно и нощно, поднимая хозяйство отца, а потом завести и свое. Василий женился. Его избранницей стала Дарья, дочка украинского переселенца Емельяна Ефимовича Михайленко. Родились сыновья: в 1924 году Иван, а пять лет спустя – Павел. Но через год после рождения Павла Дарья скоропостижно скончалась, и Василию пришлось искать новую спутницу жизни.

В это время на хуторе Семибратовский (в двух верстах от Марьевки) вдовствовала Ирина Павловна Лукьяненко, потерявшая мужа Никифора. У нее было двое детишек – Николай и Мария. Так на Марьевке появилась новая семья, где воспитывалось четверо детей. Потом к ним добавилось еще двое: Григорий, а перед войной, в 1940 году, —  Вера. Жили дружно. Взрослые работали в местном колхозе имени К.Е. Ворошилова, детвора училась в школе, а по хозяйству неоценимую помощь оказывал Илья Андреевич. И тут как гром среди ясного неба война…

Способные носить оружие Звягинцевы встали в солдатский строй. Первым 6 февраля 1942 года – глава семейства, который пошел на свою третью войну. А потом пришел черед и сыновей – сводных братьев Николая Лукьяненко и Ивана Звягинцева. Но сначала, осенью сорок первого, обоих призвали в Саратов на фабрично-заводское обучение (ФЗО), где они получили специальности токарей-станочников. Они заменили на заводе ушедших на фронт старших товарищей. В августе сорок второго призвали в армию Ивана, а месяц спустя и Николая. Оба прожили короткую, но очень яркую жизнь, сгинув в пламени той войны.

Николай Никифорович

Николай Никифорович Лукьяненко родился 7 октября 1924 года на хуторе Семибратовский, основанном марьевскими переселенцами. Хорошо учился в школе, но смог окончить только восемь классов. После призыва его, имевшего хорошее по тем временам образование, направили в Уфимское пехотное училище, которое он закончил в начале апреля 1943 года. И уже в мае младший лейтенант Лукьяненко — командир взвода 1019 стрелкового полка 380 дивизии.

Дивизия находилась в составе 13 гвардейской армии на северном фасе Курской дуги и занимала вторую линию обороны шириной в десять километров. 1019 полку было поручено оборонять станцию Поныри с прилегающей местностью. Наше командование предполагало, что именно здесь будет нанесен основной удар немцев, а потому дивизию укрепили несколькими артполками, в том числе и противотанковыми, и двумя танковыми бригадами.

Николай, как и все, готовил свои позиции к обороне, к службе относился добросовестно. И 4 июля 1943 года ему приказом по армии присвоили звание лейтенанта. Но новенькие погоны восемнадцатилетний командир минометного взвода Лукьяненко получить не успел: на следующий день фашисты пошли в наступление и началась Курская битва.

Весь день армада немецких танков (более 400) пыталась при поддержке пехоты, авиации и артиллерии пробить брешь в нашей обороне. Ценой неимоверных усилий они сумели отодвинуть советские части на вторую линию обороны, но здесь на пути у них встала 307 дивизия.

Создав на узком участке фронта многократное превосходство в силах, немцы пытались любой ценой захватить ключевой рубеж обороны — Поныри. В бой были брошены две танковые и две пехотные дивизии: более 170 танков, в том числе сверхмощные самоходки «Фердинанд».

Казалось, не было силы, способной остановить это наступление. Но такая сила нашлась – советский солдат и комсомолец, юный комвзвода Лукьяненко. 14 часов на этом клочке земли кипел невиданной силы бой. Тучи пыли и огромные клубы дыма застили небо, грохот тысяч орудий, рев самолетов и танков дополняли эту адскую картину. Станция несколько раз переходила из рук в руки.

За двое суток боя дивизия отразила 32 яростные атаки врага. Особенно свирепыми они были 7 июля. Именно в этот день оборвалась под деревней Прилепы жизнь Николая Лукьяненко. Однако немцам так и не удалось прорвать вторую линию обороны, и к 11 июля их наступление выдохлось. А уже через три дня в наступление пошли наши войска и погнали фашистов к Орлу, который 307 дивизия взяла 5 августа.

Победа далась дорогой ценой: погибли десятки тысяч советских солдат, которых хоронили в братских могилах. Одна из них находится недалеко от деревушки Прилепы. В ней покоится прах 80 воинов, в том числе и Николая Никифоровича Лукьяненко. На могиле стоит скромный обелиск.

Иван Васильевич

Иван начал служить в артиллерии, и уже в октябре сорок второго оказался на переднем крае Брянского фронта, где прошел боевое крещение. Был назначен заряжающим в расчет полковой 76-миллиметровой пушки, которая в составе батареи постоянно находилась в рядах пехоты 1264 стрелкового полка 380 дивизии.

11 июля 1943 года дивизия пошла в наступление на Орловском направлении, что создало угрозу окружения немцам, рвущимся через Поныри к Курску. Пушкари шли вперед вместе с пехотой, перекатывая орудия на руках. В одном из боев рядовой Звягинцев не только быстро заряжал орудие, но и зорко следил за полем боя. Ему удалось засечь две пулеметные точки врага и два блиндажа, о чем он тут же сообщил командиру пушки. Метким огнем прямой наводки все четыре цели были уничтожены, за что наш земляк получил первую награду – медаль «За отвагу».

18 ноября 1943 года Иван был тяжело ранен в плечо и только к началу следующего года вернулся в строй – в свою батарею. Сметливого глазастого солдата с твердым характером назначили наводчиком и присвоили ему звание ефрейтора. 380 дивизия принимала активное участие в освобождении Белоруссии летом 1944 года. И здесь снова отличился Иван Звягинцев, меткие выстрелы которого гасили пулеметные точки немцев, рушили блиндажи, разили отступающую пехоту. Его наградили орденом Славы III степени и назначили командиром орудия.

Сержант Звягинцев со своим расчетом не раз оказывался в самом горниле боев. Один из них, 8 августа 1944 года, под деревней Кубейды Сокульского района Белорусской ССР, окажется для него последним. Похоронили героя в братской могиле. Посмертно Иван Васильевич Звягинцев был награжден орденом Отечественной войны II степени. Похоронку выслали матери Ирине Павловне в Марьевку.

Так семья лишилась двоих сыновей. Ирина Павловна всю войну в одиночку держала на своих плечах семью, работала не покладая рук. Рано приобщились к работе в колхозе и ее младшие дети. Подспорьем было то, что Звягинцева получала государственные пособия на погибших сыновей. Свой вклад в выживание семьи вносил и Илья Андреевич, без которого трудно было представить колхозную жизнь.

Мирное время

Война закончилась, вернулся домой Василий Ильич, жизнь наладилась. Повырастали дети, завели свои семьи. Павел Васильевич работал сначала на Марьевке, а затем много лет в Перелюбе, был спецом по технической части в объединении «Сельхозтехника» —  заведовал станцией техобслуживания автомобилей, а затем механиком в Перелюбском лесхозе. Супругой его стала Клавдия Ивановна Дрогонова, всю жизнь проработавшая в Перелюбской школе учителем математики, ставшая непревзойденным мастером педагогического труда.

Их уже нет в живых, но дело родителей продолжают их дети Николай и Надежда. Они уже на пенсии, растят своих внуков. Живет в Перелюбе и младшая внучка Ильи Андреевича Вера Васильевна Чигаренко, у которой немаленькая семья. С Перелюбом связала свою жизнь и Мария Никифоровна Лукьяненко, ставшая в замужестве Емельяновой, потомки которой проживают в райцентре. Ну а Василия Ильича не стало в 1976 году. Похоронен он на Марьевке, рядом с отцом.

Книга Памяти

В годы войны были призваны из района на фронт и другие Звягинцевы, однофамильцы, по отчеству Васильевичи. Трое из них погибли. Так, в Книге Памяти Саратовской области, т.5 (Перелюбский район), на странице 461 записано: «Звягинцев Василий Васильевич, род. 1905 с. Марьевка. Призван в Сов. Арм. 1941, красноармеец. 20 гв. тбр, 16 А. Погиб в бою 12 июля 1943, Орлов. обл.». Насчет места рождения ошибка. На самом деле он родился в Северо-Казахстанской области, перед войной призывался из совхоза «Красноармеец» 26 июня 1941 года. Воевал в 29-й гвардейской танковой бригаде, похоронен в деревне Старица Ульяновского района Калужской области.

Упоминается в Книге Памяти и еще один Звягинцев – Павел Васильевич, 1904 года рождения, который призывался из с. Грачев Куст 17 августа 1941 года. Он погиб 23 января 1942 года в Курской области. Обошла молчанием Книга Памяти Ивана Васильевича Звягинцева, уроженца Казахстана, 1913 года рождения, который 23 июня 1941 года был призван в РККА из совхоза «Красноармеец». Гвардии старший сержант И.В. Звягинцев погиб в бою 25 октября 1943 года под хутором Хоймено Криничанского района Днепропетровской области. Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

Юрий Бычков