В Великую Отечественную войну на фронте было немало гибельных для советских солдат мест, где кипели особенно кровопролитные бои. Достаточно вспомнить «Невский пятачок» под Ленинградом, «Долину смерти» у села Мясной бор, где пробивалась из окружения 2-я Ударная армия, «Рамушевский коридор» под Демянском, «Саур-могилу» на Донбассе и ряд других.
В этом скорбно-героическом ряду стоит и Зайцева гора, расположенная в Барятинском районе Калужской области. Эту стратегически важную высоту, отмеченную на картах под № 275,6, удерживаемую немцами, наши войска штурмовали целый год – с начала февраля 1942 по март 1943 года.
Зайцева гора, самая высокая точка Калужской области, вплотную примыкала к Варшавскому шоссе, идущему от Москвы на запад. Сюда во время наступления наших войск в декабре сорок первого — январе сорок второго отошла крупная группировка немецких войск, оседлавшая выгодную позицию, где и была создана в кратчайший срок мощная оборонительная линия.
Она не позволяла перерезать шоссейную дорогу и пробиться на помощь окруженным войскам 33 советской армии, а также гвардейскому кавалерийскому корпусу и бригадам воздушно-десантных войск, которые вели бои в котле. Задачу по деблокированию должна была выполнить 50 армия, которая имела в своем составе шесть дивизий.
Однако взять Зайцеву гору было непросто. У немцев за спиной была хорошая дорога, по которой перебрасывались на высоту резервы, боеприпасы, продовольствие и т.д. Наши войска вели наступление в крайне невыгодных условиях. Перед обороной противника простилалось многокилометровое болото, которое не замерзало даже зимой, и лежало широкое голое пространство, насквозь простреливаемое из всех видов оружия. Попытки обойти гору с флангов не увенчались успехом, и ее начали штурмовать в лоб.
Иван Никитович Квасников
В многомесячном штурме этой крепости принимали участие и наши земляки. Первым здесь оказался уроженец села Перелюб, командир стрелкового взвода Иван Никитович Квасников. Ему шел тридцатый год. До этого он успел окончить курсы младших лейтенантов и поучаствовать в боевых действиях. Но уже в одной из первых атак на Зайцеву гору 4 февраля он был ранен и отправлен в госпиталь.
В дальнейшем Иван Никитович командовал пулеметной ротой, был еще дважды ранен и заканчивал войну в звании гвардии капитана. Был удостоен ордена Красной Звезды, медали «За отвагу». После войны жил и работал в Перелюбе. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В течение февраля и марта Зайцеву гору поочередно штурмовали четыре дивизии, которые несли огромные потери. И тем не менее удалось почти вплотную, на несколько сот метров подойти к рубежу немцев и оборудовать свои позиции. И все это ценой неимоверных усилий. Все необходимое на передовую приходилось доставлять только ночью, на руках через болото за добрый десяток километров. Правда, удалось претянуть несколько пушек, но снаряды к ним солдаты несли на себе. И так день за днем…
Петр Иванович Приходько
В начале апреля в бой на этом участке бросили 58 стрелковую дивизию, где служил Петр Иванович Приходько. Он летом сорок первого окончил 10 классов Перелюбской школы и уже через десять дней после начала войны оказался в Вольском химическом училище, которое в три месяца сделало из него командира взвода. Вскоре молодой лейтенант получил назначение в 58 дивизию, а уже в марте сорок второго года девятнадцатилетний Приходько стал командиром отдельной роты. Она в составе одного из полков и повела очередное наступление на Зайцеву гору.
Много лет спустя Петр Иванович с горечью вспоминал те гибельные дни. В роте у него полторы сотни бойцов. Рано утром перед атакой наша артиллерия выпускала жидкий боезапас по позициям врага, а через некоторое время поднималась из траншеи пехота и бросалась вперед. Под смертоносный огонь пулеметов, минометов и пушек, и залегала, и откатывалась назад.
— Раненых старались вытащить, убитых оставляли на месте. И так два-три раза за день. К вечеру в роте оставалось полтора-два десятка человек. Однако ночью подходило маршевое пополнение, человек 70-80 на роту, во главе с новыми командирами взводов. Вместе с ними при свете фонаря в тесном сыром блиндажнике, — вспоминал Петр Иванович, — мы составляли список прибывших, а я еще и докладывал о потерях в штаб полка. Познакомиться с личным составом не успевали – утром новая атака. И снова список раненых и убитых.
Счет жизни шел на часы. Командиры взводов держались максимум три дня. Петр Иванович, не раз водивший бойцов в атаку, продержался меньше двух недель. 18 апреля он был ранен, лечился в госпитале, а затем служил в другой части, участвовал в боях и снова был ранен.
В начале 1944 года капитан Приходько был назначен начальником химслужбы 213 отдельной танковой бригады. Бригада получала новые танки Т-34. До этого она была единственной, которая воевала на немецких трофейных танках Т-3 и Т-4. Все они были потеряны в боях.
С этой бригадой Петр Иванович освобождал Белоруссию, Восточную Пруссию, штурмовал Кенигсберг. Грудь майора Приходько украсили ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медали. В запас П.И. Приходько ушел в ноябре 1948 года в звании подполковника.
На гражданке окончил партшколу, работал секретарем парткома совхоза «Перелюбский» ответсекретарем и редактором газеты «Целинник», преподавал начальную военную подготовку в Перелюбской школе. По его стопам, стопам военного, пошло немало выпускников этой школы. А еще Петр Иванович вел большую общественную работу, стал инициатором создания в Перелюбе музея трудовой и боевой славы, который возглавлял несколько лет. Словом, достойную прожил жизнь.
Владимир Иванович Булгаков
В одно время с П.И. Приходько в 58 дивизии воевал Владимир Иванович Булгаков. Призывался он из села Грачев Куст, стал сапером в 270 стрелковом полку. Не раз был на волоске от гибели. За март-апрель 1942 года обезвредил на переднем крае 480 пехотных и 275 противотанковых мин, за что был награжден медалью «За отвагу». За войну старшина Булгаков был дважды ранен, пропадал без вести в мае 1944 года, но остался жив.
Константин Касимович Желобаев
А вот другой наш земляк, участник штурма Зайцевой горы, Константин Касимович Желобаев, до Дня Победы не дожил. Родился он в Казахстане в 1918 году, вместе с родителями жил в совхозе «Первомайский», откуда в 1939 году был призван в армию. Воевал храбро, был награжден медалью «За боевые заслуги». Согласно списку боевых потерь, сержант и командир отделения К.К. Желобаев (в некоторых документах Женобаев) погиб 16 августа 1943 года в Смоленской области.
Зайцева гора занозой сидела в советском фронте. В конце лета сорок второго было принято решение взорвать позиции немцев одним ударом. Для этого под них прямо под носом у неприятеля начали рыть подкоп. Для работы привлекли бывших шахтеров. Целый месяц шла работа, которая велась в трудных условиях. Штольня высотой чуть более метра и шириной в 70-80 см вела в глубь горы. К 29 сентября подкоп длиной 109 метров был готов. В конце его создали объемную нишу, в которую заложили 25 тонн взрывчатки.
Чудовищной силы взрыв содрогнул землю, вызвав детонацию близлежащих минных полей, взметнул к небу столб огня и дыма. Образовалась воронка диаметром сто и глубиной двадцать метров. При взрыве погибло до 400 фашистов. Сразу после него пехота пошла в атаку и захватила высоту.
Однако успех закрепить не удалось. Немцы, собрав резервы, пошли в контратаку и снова захватили Зайцеву гору. И только в марте следующего года, опасаясь окружения, они сняли оборону и отвели войска.
Штурм Зайцевой горы стоил огромных потерь. Точное их число подсчитать не удалось, называются разные цифры, в том числе и 70 тысяч человек. Раненых было в три-четыре раза больше. Словом, дорогая заплачена цена. Память о боях за эту высоту жива. Рядом с нею создан мемориальный комплекс «Зайцева гора».
Юрий Бычков