Прошло сорок дней, как не стало человека, вся жизнь и помыслы которого были связаны с Перелюбским районом, — Геннадия Владимировича Гурьянова. 26 мая ему исполнилось бы 77 лет. И в эти дни мне хочется вспомнить о нем, о его делах и свершениях, без которых он не мыслил себя…
Он появился на свет через год после окончания Великой Отечественной войны в семье фронтовика, бригадира тракторной бригады колхоза «Родина» (тогда «Пахарь») Владимира Николаевича Гурьянова, который был родом из села Смоленка.
Детские годы Геннадия пришлись на трудное послевоенное время. В семье росло пятеро детей: Александр, Виктор, Геннадий, Валентина и Николай. И всех их надо было одеть, обуть, накормить, приучить к труду и самостоятельности. У Гурьяновых-родителей это получилось. Их наследники заняли достойное место в жизни.
Геннадий ходил в школу, летом, как все его сверстники, работал в колхозе. В труде и учебе старался быть лучшим, как и в спорте. Был одним из первых лыжников в школе, не раз становился призером районных соревнований. Да и с одноклассниками ему повезло. Бок о бок с ним учился, например, будущий генерал-лейтенант милиции М.М. Рудченко.
После окончания школы в 1964 году решил идти в институт. И пошел. И поступил. В Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Перешел на четвертый курс и… женился. Пленила его ясноокая жизнерадостная одноклассница Надежда Устименко, дочь фронтовика из села Марьевка Константина Васильевича Устименко. Так сложился семейный союз, который, пройдя сквозь немалые тернии, продлился 55 лет.
А после института – армия, пограничные войска в Белоруссии, трудная служба, которая была отмечена нагрудным знаком отличника пограничных войск. Едва сняв военную форму, Геннадий стал инженером-электриком в родном колхозе. Быстро заявил о себе на работе как молодой, но толковый специалист. И, когда в Перелюбе решили создать районное объединение «Сельхозэнерго», Гурьянову поручили возглавить его.
Новая организация была призвана вести масштабную электрификацию в колхозах и совхозах района и рождалась почти на голом месте, на северной окраине Перелюба. Геннадий Владимирович, засучив рукава, взялся за дело, проявляя недюжинные организаторские способности.
В короткий срок под его неусыпным оком и требовательностью были возведены административное здание, производственные помещения, гаражи для автотранспорта. Он умело подобрал штат работников, и скоро «Сельхозэнерго» добросовестно выполняло обязательства перед хозяйствами.
В те времена таких людей, как Гурьянов, руководство района брало на заметку и давало им возможность проявить себя на более высоком уровне. Так, в 1981 году Г.В. Гурьянова назначили на должность директора совхоза «Перелюбский» — одного из самых крупных хозяйств района. «Гэ Вэ», как по-дружески называл я его, перевез в поселок Целинный семью, где уже подрастали дочь Елена и сын Дмитрий, а также овдовевшего тестя Константина Васильевича.
В совхозе многоотраслевое производство: тут и земледелие, и животноводство, и социальная сфера. Пашни 25 тысяч гектаров, 3 тысячи голов рогатки, под 15 тысяч овец и другой живности. Коллектив большой – за четыреста человек. Вот с ними Гурьянов и выполнял производственные задачи. И целинникам многое удавалось.
Совхоз успешно выполнял государственные планы. Высокими урожаями славились не только хлеборобы, но и мелиораторы орошаемых участков и плантации, хороших показателей добивались доярки, телятницы, скотники, чабаны, птичницы и другие работники. Гурьянов сам горел на работе и других приучал к такому ритму жизни. Был строг и требователен, в том числе и к себе. Ставил перед собой и коллективом серьезные задачи и выполнял их.
В середине 80-х годов район под руководством Ю.А. Завалишина был на подъеме. Локомотивом прогресса, считал Юрий Александрович, должно быть производство и в первую очередь земледелие и животноводство. Поэтому для координации действий и контроля в райкоме партии был создан новый отдел – сельского хозяйства. Бюро райкома КПСС посчитало, что возглавить его должен Г.В. Гурьянов.
С 1985 года «Гэ Вэ» уже мыслил районными категориями и немало преуспел в развитии инициатив, начинаний, их претворения в жизнь. Большое внимание уделялось передовым приемам агротехники, в животноводстве стали внедряться арендный и бригадный подряды. При непосредственном участии Гурьянова широко пропагандировалась работа передовиков.
Именно в то время были созданы клуб мастеров машинного доения «Зоренька», куда принимались доярки, надоившие за год на корову 3000 и более килограммов молока, клуб овцеводов «Руно» для лучших чабанов района. Гурьянов не стал кабинетным работником, много бывал в хозяйствах, на производстве, налаживал связи в области.
Совместными усилиями руководства района, предприятий и организаций удалось заметно повысить социально-экономические показатели. А они впечатляли. Так, если в 1985 году чистая прибыль колхозов и совхозов составляла 6,4 млн. рублей, то в 1989 году она выросла до 23,4 млн. рублей. Значительная часть этой прибыли шла на строительство жилья и объектов соцкультбыта.
Начало 90-х годов стало расцветом экономики и социального положения перелюбцев. Но в 1991 году страна рухнула, начался хаос, разброд и шатания. Партию коммунистов упразднили, но Гурьянов без работы не остался. Пошел директором в местное автотранспортное предприятие. И здесь он смог показать свои способности.
АТП было мощным предприятием, имевшем до ста автомашин, которые были активно задействованы в народном хозяйстве. И прибыль у предприятия была, и на зарплату шоферы не жаловались. К тому же Геннадий Владимирович, как и раньше, активно занимался строительством, и в первую очередь жилья. За короткий срок для работников АТП были выстроены два десятка добротных квартир со всеми удобствами.
Тогда, в начале 90-х годов, модно стало выбирать себе начальников. Затеяли такие выборы и в АТП. Жесткий требовательный «гурьяновский» стиль руководства многим был не по нраву. И директора выбрали другого. Доброго и покладистого. И через три года АТП не стало. Но опыт и воля Гурьянова были востребованы и в новых условиях. Неслучайно его пригласили на работу в районную администрацию, назначив на должность начальника отдела имущества и приватизации.
Это было невероятно трудное дело, но Геннадий Владимирович и здесь не подкачал. Он скрупулезно и и досконально вникал во все нюансы использования государственного имущества и приватизации, особенно жилья. К тому времени многие перелюбцы, посчитав, что земля – это «молочная река с кисельными берегами», ринулись в фермерство. И у многих «накормить страну» не получилось. Кое у кого стали зарастать бурьяном брошенные поля, и немало горе-фермеров по инициативе Геннадия Владимировича были оштрафованы.
Словом, по-государственному он мыслил и действовал. И тем неожиданнее оказался его переход в совсем иную сферу деятельности – финансовую. Перелюбское отделение Сбербанка откровенно хромало, и Гурьянова рекомендовали туда исправить «хромоту». И он снова взялся за дело.
Перво-наперво поступил … в институт, на финансовое отделение. Ему уже шел шестой десяток, и он оказался самым «старым» студентом на курсе. Но он в три года осилил второе высшее образование, одновременно улучшая работу отделения. За счет подборки кадров, умелого использования кредитов, открытия валютных счетов и так далее.
Вскоре Перелюб по итогам работы стал входить в первую десятку отделений Сбербанка в области. Помещений в отделении стало не хватать. Здание было новое, построенное в 1995 году. Гурьянов смотрел вперед и убедил областное руководство в необходимости реконструкции здания, увеличения его площади в два раза. Стройкой руководил сам. Безжалостно пресекал все попытки брака или халтуры. И при этом работа отделения на останавливалась.
В 2002 году реконструкция была завершена и в центре Перелюба появилось самое красивое и современное здание, которое сейчас украшает село. Предметом гордости были клумбы около входа в отделение Сбербанка, устроенные по его инициативе. Там росли лучшие в райцентре цветы, и ухаживали за ними свои работники. Частенько поутру можно было видеть Геннадия Владимировича, довольно расхаживающего около благоухающих клумб. Гурьянова там не стало, и цветы кончились.
Дела в отделении шли столь хорошо, что по инициативе Гурьянова рассматривался вопрос о присоединении к нашему отделению клиентов Сбербанка Озинского района. Но планам этим не суждено было сбыться. Начались проблемы со здоровьем, одна операция на позвоночнике, другая. Пришло время пенсионного возраста.
В 2007 году Гурьянов покинул пост, но и опять не остался без дела. Стал помощником депутата областной думы В.В. Радаева. И здесь он работал целеустремленно и настойчиво, организовывал встречи избирателей с депутатом. Порой на прием к тому записывалось до 30 человек. В отсутствии В.В. Радаева держал в поле зрения строительство училища №72 в Перелюбе, устройство хоккейной коробки в поселке Целинный, занимался вопросом водообеспечения в поселке Октябрьский и многим другим.
Потом он стал настоящим пенсионером-домоседом. В нем все время проявлялось крестьянское начало. Даже будучи во власти держал большое хозяйство – корову, телят, поросят, гусей, уток, кур. Уйдя на отдых, убавил хозяйство. Занимался разведением кроликов и пернатых. Сено для ушастых заготавливал сам – любил помахать косой, потом перешел на триммер.
Возился в маленьком (в две сотки) огородике, выращивал чеснок, лук и клубнику. Чеснок собирал ведрами и раздавал родным и знакомым. И виноград он растил свой. Жил скромно. Кое-кто в Перелюбе злословил, дескать, банкир, поди миллионы на счетах.
Саратовские строители, заглянув к нему как-то, удивились. «Банкир» обитал в трех тесных комнатах двухквартирного дома, ездил на скромной иномарке «Рено-логан» с неизменным блоком простых сигарет в бардачке, а двор у него выложен асфальтовой плиткой времен царя Гороха. Словом, не нажил «Гэ Вэ» капиталов и бриллиантов. Потому что всего себя без остатка всегда вкладывал в работу. Порой в ущерб семье. Но такой уж это был человек – отец, дед и прадед.
И вот его не стало. Последние три месяца он здорово болел. Болезнь вытягивала из него все силы. Но «Гэ Вэ» упорно не сдавался. Шутил даже, дескать, сейчас земля мерзлая, долбить могилу долго, протяну до вешних дней. И добился своего. Хоронили его 11 апреля в теплый погожий день. Положили рядом с родителями. Спи спокойно, Геннадий Владимирович…
Юрий Бычков, редактор газеты «Целинник» в 1981-2017 годах, друг и товарищ