В начале 20 века в двух верстах южнее села Харитоновка на правом берегу речушки Солдатка обосновалась большая группа переселенцев. Многие из них были выходцами из села Колокольцовка Николаевского уезда Самарской губернии. Крестьяне основали два хутора, стоявшие бок о бок, которые получили названия Колокольцовка первая и Колокольцовка вторая. Здесь в 53 дворах к 1910 году проживало 512 человек, которые имели 1221 гектар собственной земли. Со временем хутора объединились, создав деревню Колокольцовка.

Среди первых поселенцев был и крестьянин Савелий Балдин. Здесь у него родились три сына: в 1901 году Яков, через четыре года Михаил, а в 1908 году — Василий. Сыновья выросли, освоили грамоту начальной школы в Харитоновке, обзавелись своими семьями. Местные земли не отличались плодородием, урожаи обычно были невелики. Балдины большого прибытка не получали, но и в нищете не ходили. В 20-х годах их семьи росли количественно – росли дети, которых записывали в Харитоновском сельсовете.

Колхозную жизнь, которая в начале 30-х годов широко шагала в наших краях, многие жители Кольцовки (так сокращенно в народе, а потом и на официальном уровне стали называть Колокольцовку) не приняли и уехали в другие края. Михаил с Василием перевезли свои семьи на хутор Бенардак (ныне поселок Новозаволжский Озинского района) – центральную усадьбу совхоза имени Блукиса. Находилась она рядом, всего в десяти верстах. Здесь они и работали, окончив курсы трактористов. А вот старший брат уехал далеко от родных мест, на Урал, завербовавшись на стройку.

Когда началась Великая Отечественная война, братья ушли на фронт и как в воду канули. Никто из них домой не вернулся. Судьба Балдиных стала известна только после войны. Жена Василия Прасковья Константиновна написала в Озинский райвоенкомат, откуда её муж призывался на войну, заявление на его розыск. Была надежда, что Балдин жив.

Райвоенкомат установил, что вместе с Василием Савельевичем призывался и воевал его земляк и работник совхоза имени Блукиса Андрей Егорович Ляшенко. С него были взяты свидетельские показания. Вот их текст: «Я, Ляшенко Андрей Егорович в 1941 году был на фронте с товарищем Балдиным Василием Савельевичем при наступлении на город Глухов. В это время тов. Балдин Василий был убит на моих глазах 15 октября 1941 года. Т. Балдин Василий Савельевич и я, Ляшенко Андрей, служили в 127 дивизии. 22.07.1946 г.».

В подтверждение этих слов было установлено, что Балдин Василий Савельевич был захоронен в братской могиле в центре города Глухов Сумской области (в ней покоится прах 507 бойцов Красной Армии и партизан, но известны только 44 фамилии погибших). Только после этого П.К. Балдина её двое детей стали получать государственное пособие.

А.Е. Ляшенко 1911 года рождения в тот же день, 15 октября, попал в плен. Содержался в одном из концлагерей в Польше. 25 января 1945 года в ходе стремительного наступления наших войск был освобожден. После лечения 3 марта того же года был вторично призван в Красную Армию. Бывший военнопленный гвардии рядовой Ляшенко воевал отчаянно. В одном из боев он первым ворвался во вражескую траншею и в рукопашном бою уничтожил четырех фашистов, за что был награжден медалью «За отвагу».

Разыскались следы и Михаила Балдина. Он призывался на фронт почти в одно время с Василием Озинским райвоенкоматом и был направлен служить в 1166 стрелковый полк 346 дивизии, которая формировалась в Саратовской области. Дивизия принимала участие в декабрьском наступлении 1941 года под Москвой, вела ожесточенные бои и несла тяжелые потери. Красноармеец В.С. Балдин был убит в одном из таких боев 18 января 1942 года. Похоронен в братской могиле в поселке Озернинский Ульяновского района Орловской (ныне Калужской) области.

Казалось бы, все ясно. Но дело в том, что при составлении списка боевых потерь 1166 полка неправильно было указано отчество Балдина – Семенович. Но извещение о его гибели выслали по точному адресу: Саратовская область, Озинский район, совхоз имени Блукиса, Балдиной (без указания имени и отчества). Наверное и в этой семье думали и жили надеждой на то, что глава семейства жив…

Потом, много лет спустя в областной Книге Памяти (том № 5) запишут: «Балдин Михаил Семенович, род.: 1905, к-з «Блукис», красноармеец, 1166 сп, 346 сд. Погиб в бою 18 января 1942. Похоронен пос. Озернинский». И это притом, что строкой выше вписан Василий Савельевич Балдин, правда без указания места рождения. Это говорит о том, сколь безответственно мы подходим к памяти о людях, погибших в ту войну. Список и тот по-человечески составить не можем.

Из-за подобного отношения к людям долго оставалась неизвестной судьба Якова Балдина. В одном случае в документе военно-пересыльного пункта ФИО и год рождения записаны правильно. Призывался он 19.02.1941 Мишкинским РВК Челябинской области, адрес: Челябинская область, г. Миасс, ул. Ленина, 74. А вот в донесении о безвозвратных потерях 284 стрелковой дивизии записан уже Болдин Яков Семенович, призванный Миасским РВК в 1941 году, пропавший без вести 24 сентября 1942 года в Сталинграде.

Извещение об этом выслано жене Балдиной Марии Казимировне по адресу: Челябинская область, г. Миасс ул. Ленина, 74. Тут многое сходится, кроме фамилии и отчества героя. В другом документе записано, что призван он (Балдин Яков Семенович, 1901 г. рождения) 16.01.1942 года. Такая вот бюрократическая катавасия. Но тут, наверное, нужно помнить, где и как воевала 284 дивизия.

Формировалась дивизия во второй раз в городе Томске. Оттуда была переброшена на Брянский фронт, где участвовала в боях на воронежском направлении, стойко удерживая оборону. В августе дивизию вывели в резерв и на отдых, где её ряды пополнили 2500 кадровых моряков Тихоокеанского флота. Когда стало совсем лихо под Сталинградом, 17 сентября 1942 года сибиряков срочно перебросили туда. 21 сентября части начали переправу через Волгу на правый берег и с ходу вступили в бой за Мамаев курган. И здесь они остановили фашистов. Всей стране стали известны слова знаменитого снайпера этой дивизии Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет». Бои на этом клочке земли отличались необычайной ожесточенностью и кровопролитностью. Наш земляк провоевал там всего три дня, пропал без вести, вписав свое имя в историю Сталинградской битвы.

В областной Книге Памяти по Перелюбскому району, в дополнительном списке есть Балдин Василий Савельевич. Значится это имя и на Мемориале Славы в с. Перелюб. Думается, со временем там появятся и имена его родных братьев – Якова и Михаила.

Юрий Бычков