… Есть в Нижней Покровке улица, которая носит поэтическое название  Садовая. Однако местный люд испокон веков называет её Горобцы. Горобец  по-украински — воробей. Однако название улицы связано с этой забавной птахой косвенно, потому что такую фамилию носил один из первых основателей села.

Во второй половине 80-х годов позапрошлого века в наши края хлынула большая волна переселенцев – бывших государственных крестьян из разных уголков России. Ехали на «пустопорожние земли», которые до этого принадлежали кочевым башкирам Кузябаевской волости. Тех заставили жить осёдло, заметно урезав их владения. Вот на этих владениях и останавливались переселенцы, часто напротив башкирских сел и деревень.

А ехали они в неведомые края в поисках лучшей доли в надежде обрести здесь свой клочок земли (в родных местах её не хватало), обильно полить его потом и крепко встать на ноги. Особенно много такой земли было по левую сторону Камелика. Сюда, на его берег, и прибыла первая партия переселенцев из Екатеринославской (потом Днепропетровской) губернии, в числе которых был и Дмитрий Артемович Горобец. Вместе с ним приехали еще три семьи – Бережной, Дрыжак и Дворник. Потом за ними потянулись другие переселенцы.

Первым делом новосёлы получили внушительные (за 20 гектаров) земельные наделы, за счет государственной казны приобрели сельхозинвентарь и поставили себе саманные хаты с плоскими, обмазанными глиной крышами. Селились кто-где хотел – на заросших ветлами и тальником берегах лиманов, стариц и небольших озер, которые примыкали к Камелику и кишели рыбой и дичью.

Места – лучше не придумаешь. А рядом небольшой хуторок Ивановский, напротив, через Камелик, два постоялых двора и башкирская деревня Уразаево. В зиму на двух старицах насыпали плотины, которые в народе назвали по имени поселившихся рядом крестьян Лобачевской и Гончаренковской.

Все эти и другие сведения мне удалось узнать в свое время от правнука Д.А. Горобца Владимира Михайловича Горобцова, которого уже, к сожалению, нет в живых. Будучи в зрелом возрасте он по рассказам своего деда, других родственников восстановил жизнь большой семьи Горобцовых за целое столетие, которая была живой историей Нижней Покровки.

По воспоминаниям, глава семейства был властным, хозяйственным мужиком и глубоко верующим человеком, носил окладистую бороду и в праздники одевался «по-купечески». И неслучайно со временем его не раз избирали церковным старостой, т.е. хранителем церковной кассы.

Свое жильё Дмитрий Артемович поставил на берегу крутого изгиба подковой старицы, которая весной заполнялась талой водой и образовывала что-то похожее на полуостров. На нем позже начали селиться другие крестьяне и порядок стали называть Горобцы.

«К началу 20 века, — пишет В.М. Горобцов, — прадед единолично правил большой патриархальной семьей о трех коленах численностью более 40 душ. Состояла она из четырех «подсемей» (по количеству женатых сыновей): Андрея-старшего, Андрея-младшего, Василия и Якова. Была еще дочь Агафья, вышедшая замуж за Михаила Максименко, жившего на Горобцах».

Хозяйство было большое, в том числе 12 пар плужных быков, с десяток рабочих и выездных лошадей, три десятка голов рогатки и небольшая отара  овец. Все трудились неустанно, и по трудам воздавалось должное. Коровье масло, молодняк скота продавали на ярмарках и базарах, коими в то время славилась Нижняя Покровка. На зиму засаливали большие бочки капусты, огурцов-помидоров, арбузов, рыбы, и все это хранилось.

Словом, сбылась вожделенная мечта крестьянина жить в сытости и достатке. Но, к сожалению, такая жизнь продолжалась недолго: сначала началась Первая мировая война, потом полыхнула революция и гражданская бойня, чередой пошли лихие годы. Воевать за царя пошел Василий Дмитриевич 1886 г. р. Воевал он храбро, был награжден Георгиевским крестом.

Потрясения 1917-1922 годов не прошли даром для семей Горобцовых. Хозяйства их пришли в упадок, а в 1922 году от болезни и голода скончался глава семейства Д.А. Горобцов. Потом были годы восстановления, но былой мощи Горобцовы уже не набрали. И все дружно вступили в колхоз имени Чапаева. Василий Дмитриевич много лет заведовал колхозной птицефермой. Проживал он на Горобцах, дочь его Вера училась в Саратове, а потом до конца своих дней проживала в Волгограде.

У Андрея-младшего, бывшего отставного солдата, и его жены Агриппины Емельяновны выросли четверо детей: Михаил, Мария, Иван и Федор. Младшие сыновья участвовали в Великой Отечественной войне. Иван 1910 г.р. был призван на фронт в июле 1941 года, а 24 апреля следующего года погиб в бою за город Велиж Смоленской области.

А в мае его жена Мария Ивановна родила сына, которого назвали Анатолием. Но прожил он недолго. В ночь на 16 ноября 1942 года Мария Ивановна ушла дежурить на ферму. Перед этим протопила печь, выгребла золу, закрыла трубу (чтобы тепло не уходило), положила сушить в печь валенки и ушла на работу. А уголек, видимо, в печке остался, валенки начали тлеть. Когда утром она вернулась, дети были мертвы – они задохнулись в дыму. Старшей дочери было 3 года 9 месяцев, младшей — 1 год и 8 месяцев, Анатолию – полгода. Так перестала существовать семья И.А. Горобцова.

Федор служил в морфлоте на Дальнем Востоке, в зенитных частях. После войны он женился, но жена Елена вскоре умерла. А потом Федор жил в Уральске и Саратове.

Сын Якова Дмитриевича, умершего рано, Сергей 1908 г.р. с 1930 года служил в Красной Армии в Ленинграде, в органах НКВД, до августа 1952 года. В запас вышел в звании старшего лейтенанта. В городе на Неве он и остался жить.

Агафья Дмитриевна с Михаилом Семеновичем Максименко создала большую семью. С Великой Отечественной войны вернулись два её зятя и сын Павел 1903 г. р., воевавший танкистом и дважды раненый. А вот другой сын, Николай, 1913 г. р., колхозный бухгалтер, сгинул на той войне без вести, оставив вдовой жену Анну Максимовну. Все они также жили на Горобцах.

Андрей Дмитриевич-старший прожил менее сорока лет, но пятеро его детей прожили намного дольше: Евдокия 1898 г.р., Степанида 1900 г.р., Григорий 1903 г.р., Михаил 1904 г.р. и Пелагея 1908 г. р. Был еще сын Федор, но он трагически погиб подростком. Все они, кроме Степаниды, обзавелись большими семьями.

Григорий Андреевич с женой Пелагеей вырастили четырех сыновей и дочь: Виктора, Александра, Николая, Владимира и Зинаиду. Сыновья заняли достойное место в жизни. Глава семейства слыл первостатейным комбайнером в МТС. В войну он первым ушел на фронт, а следом и сын Виктор, которому в 1942 году исполнилось восемнадцать лет.

Горобцова-младшего отправили в Куйбышевское пехотное училище. После его окончания он в звании младшего лейтенанта был направлен командиром взвода в 237 гвардейский стрелковый полк 76 гвардейской дивизии. Произошло это 3 июля 1943 года, а через десять дней Виктор Горобцов погиб в бою. А вот отец его прошел всю войну в составе минометного полка, был награжден орденом Красной Звезды и вернулся к родному очагу. Остальные сыновья закончили институты и работали в народном хозяйстве (в Ленинграде и Мурманской области).

Дочь Андрея Дмитриевича от второго брака Пелагея вышла замуж за одного из первых комсомольцев с. Нижняя Покровка Павла Роднова 1906 г. р. До войны семья жила в Перелюбе, и оттуда Павел Иосифович ушел на фронт. И не вернулся. Рядовой коммунист Павел Роднов погиб 28 января 1943 года в бою за станицу Смоленскую Краснодарского края. Там он и похоронен в братской могиле. Четверых детей — Анатолия, Николая, Владимира и Нину — Пелагея поднимала одна.

В сорок третьем и сорок четвертом годах в Красную Армию были призваны погодки Анатолий и Николай. Анатолий после войны стал нефтяником-буровиком, работал в Алжире, но большую часть жизни — в Волгоградской области. Его сын Виктор выбрал военную стезю: окончил Ульяновское танковое училище, воевал в Афганистане, дважды был ранен и удостоен ордена Красной Звезды, медали «За отвагу» и других наград. В запас вышел в звании подполковника, проживает в Волгограде.

Военными стали его сын и внук. Как и Николай Павлович Роднов, дослужившийся до подполковника. В Перелюбе много лет проработала учителем-русаком дочь Павла Иосифовича Нина Павловна Колотова (Роднова), оставившая о себе добрую память. И начало этой славной семейной цепочки положено в Нижней Покровке, на Горобцах.

А теперь о семье Михаила Андреевича Горобцова, которая дольше всех, более века, жила на своей улице. Родился он в 1904 году, стал грамотеем – окончил три класса церковно-приходской школы. Вырос, работал в хозяйстве отца, женился. Его спутницей жизни стала Мария Степановна Россейкина, которая родилась на хуторе Пличкин, что стоял в пяти верстах вверх по речушке Таловка.

Отец её погиб в Первую мировую. До замужества она батрачила в хуторе Бенардак на купца А.М. Мальцева. Учиться ей не пришлось. Семья жила чинно и справно, богатством не блистала, в 1930 году вступила в колхоз имени Чапаева. Обладая грамотой и пытливым умом, Михаил Андреевич окончил в Пугачеве курсы полеводов, работал учетчиком, бригадиром тракторной бригады. Когда началась Великая Отечественная война, его избрали председателем колхоза взамен ушедшего на фронт К.Е. Прочуханова.

Через два года, в сорок третьем, его за какую-то провинность осудили на пять лет тюремного заключения. Мария Степановна осталась одна с шестерыми детьми на руках (последний, Юрий, родился в 1944 году). В семье, кроме Юрия, росли Анатолий 1927 г.р., Нина 1930 г.р., Владимир 1935 г.р., Александр 1937 г.р., Евгения 1942 г.р. А еще двое девочек умерли в детском возрасте.

Надо было выживать, и Мария Степановна не чуралась никакой работы в колхозе. Настоящим спасителем семьи стал Анатолий. Он не доучился в школе, окончил только 8 классов и в знак солидарности со своими сверстниками, отцы которых были на фронте, пошел в колхоз. Работал сначала в кузнице молотобойцем, а после окончания курсов трактористов 23 ноября 1944 года его, семнадцатилетнего, призвали в Красную Армию, которой он отдаст 30 лет жизни.

Он окончит ускоренный курс военного училища в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и пойдет по службе: на Камчатке, в Приморском крае, на Украине, на Кубе. Закончит службу в звании майора. За отличия в ратном деле будет награжден орденом Красной Звезды и медалью Госсовета Республики Куба «Воин-интернационалист I степени». Семья утратила своего главного кормильца, однако, едва получив офицерское звание, Анатолий выслал домой свой денежный аттестат на 600 рублей в месяц. Для тогдашнего колхоза это были большие деньги.

Вернувшись из заключения, Михаил Андреевич не впал в отчаяние, продолжал работать. Построил дом, заложил большой сад, уделял большое внимание воспитанию детей. Он любил литературу, много читал, декламировал по памяти стихи, не отказывал себе в удовольствии спеть песни, особенно вместе с соседскими мужиками А.Ф. Лобачевым, И.Ф. Самойленко, М.Е. Гужиным, братом Григорием. Последние три года он жил в семье сына Владимира в Волгограде. Скончался в возрасте 82-х лет.

Нине Михайловне несладко пришлось в войну. Оставшись старшей в семье, она как мать опекала младших братьев. После окончания школы-семилетки работала в колхозе поваром, прицепщиком на пахоте, возила на быках и верблюдах корма на ферму – не раз в пургу и морозы. После войны окончила техникум, работала в экспедициях в Казахстане, вышла замуж за геолога Юрия Печко, вырастила двоих сыновей, которые заняли достойное место в жизни.

Настоящей гордостью семьи стал Владимир. Как и все мальчики его поры, он с детства начал помогать семье, работал в колхозе и упорно учился. Он первым в Нижней Покровке на отлично в 1953 году закончил 10 классов. Всех ребят из их класса направили в военные училища, но Владимир страстно хотел быть геологом и стал им.

Он с красным дипломом окончил Саратовский госуниверситет и долгие годы посвятил изысканию богатств земли. С его участием были открыты и разработаны месторождения нефти и газа в Средней Азии, Казахстане, Поволжье, в том числе и в Перелюбском районе. Ему довелось быть главным геологом Волгоградской области. И даже будучи на пенсии продолжал работать. Он понимал толк в изобразительном искусстве, литературе, писал стихи, словом, был разносторонне одаренным человеком. И каждый год вместо отпуска он приезжал отдыхать на родину, на свои родные Горобцы.

Владимир Михайлович создал крепкую дружную семью. С Лидией Алексеевной они прожили 47 лет, воспитали двоих сыновей. Старший, Анатолий, получив два образования, в том числе и высшее, четыре года служил в Афганистане, женился, жил в г. Житомире. Максим, как и отец, стал геологом, живет в Волгограде.

Настоящей легендой Нижней Покровки можно считать Александра Михайловича Горобцова, который единственный из детей Михаила Дмитриевича остался верен родному очагу. Окончив 10 классов, он пошел в армию, где отслужил три года. Вернувшись, женился, взял в жены Зинаиду Алексеевну Максименко. Поставил свой дом напротив родительского и вырастил трех дочерей-красавиц. Он работал в колхозе шофером и учился. Сначала окончил заочно техникум, затем институт, прочитал горы книг! Любое дело он выполнял весело, с огоньком, жил с открытой душой, обладал огромным чувством юмора. Он знал, наверное, тысячи анекдотов и забавных историй, которые умело рассказывал, и был способен на неординарные поступки.

Он был коммунистом, и члены партии избрали его своим руководителем, парторгом. А это негласно — второй человек в колхозе. Как-то приезжает в Нижнюю Покровку второй секретарь обкома компартии в сопровождении первого секретаря райкома КПСС. Председатель колхоза А.В. Хадыкин был в разъезде, и гостей встречал Александр Михайлович. Он вышел на высокое крыльцо старой колхозной конторы, громко выкрикнул: «Колхоз, смирно!», строевым шагом рубанул к высоким лицам и доложил: «Товарищ второй секретарь обкома, в колхозе без происшествий, работа идет по плану!» У партийных боссов отвисли челюсти.

— Это что за клоун? – спросил пришедший в себя секретарь обкома. Парторг колхоза, доложили ему. «Убрать!» — коротко бросил тот, сел в «Волгу» и был таков. На следующий день Горобцов уже не был парторгом. Однако такой поворот судьбы ничуть не смутил Александра Михайловича. Он продолжать жить и работать также увлеченно и весело. Души не чаял в своих шестерых внуках, ушел на пенсию. Переживал за развал страны и особенно колхоза. Последний год тяжело болел. Он ушел из жизни в 2004 году. Похоронили его рядом с матерью.

Евгения Михайловна после десятилетки подалась к сестре Нине в Казахстан, заочно окончила Киевский геологоразведочный техникум, экологическое отделение. Вышла счастливо замуж. Вместе с мужем Анатолием Фокиным вырастили сына и дочь. Работали и жили в Подмосковье, в г. Электроугли. Евгения Михайловна прошла на заводе керамических блоков путь от рядового экономиста до заместителя директора по экономике. Как и Владимир, часто навещала родные Горобцы, приезжали на машинах «всем табором» — с детьми и внуками.

По стопам сестер и брата Владимира пошел младший Горобцов, Юрий. Он с детских лет тяготел к технике, вечно что-то чинил и налаживал. После армии поехал к Владимиру в Туркмению, в г. Небит-Даг, устроился в геологическую экспедицию, женился. 12 лет братья Горобцовы жили бок о бок. Юрий закончил нефтяной техникум, стал начальником поискового отряда, а затем партии. Прошел с товарищами все пустыни и предгорья Западной Туркмении, открыл несколько нефтяных и газовых месторождений. Жизнь его оборвалась в 42 года, он умер после автомобильной аварии. Похоронен в г. Небит-Даг.

Эту улицу не зря назвали Садовой. Омываемая с трех сторон прудовой водой, она создала идеальные условия для сельской фауны и плодовых деревьев особенно. Они тут в каждом дворе, да еще по берегам буйно растут другие деревья. Это настоящий оазис, пожалуй, самое зеленое место в Нижней Покровке. Не поскупились Горобцы и на людей, здесь родившихся, живших и живущих.

Здесь родился великий труженик — почетный колхозник колхоза имени Чапаева, кавалер ордена Октябрьской революции, сын комбайнера и танкиста Александр Павлович Максименко. Горобцы — родина профессора, доктора медицинских наук Владимира Федоровича Спирина, а также главного энергетика и почетного гражданина Перелюбского района Сергея Викторовича Горбачева.

Здесь жили и творили историю настоящие сельские трудяги, такие как Николай Егорович и Анатолий Александрович Завгородневы, Владимир Васильевич Живаев и Алексей Федорович Перешивалов. Отсюда много лет подряд ходили в школу учителя Раиса Васильевна Спирина, Галина Ивановна Горбачева и Зинаида Алексеевна Горобцова. Невозможно в коротком очерке рассказать о всех жителях Горобцов – их много. Но нельзя обойти вниманием героев-фронтовиков Александра Савельевича Вафеева, Федора Семеновича Перешивалова, Якова Герасимовича Ильина. Сегодня там живут другие люди, которые гордятся историей не только своего села, но и улицей. И пусть Горобцы будут всегда…

Юрий Бычков.