В современных фильмах о Великой Отечественной войне нередко показывают танковые дуэли, в которых наши танкисты уничтожают большое количество немецких бронированных машин. В документальных лентах и литературе фигурируют советские асы, имеющие на своем счету порой десятки вражеских панцеров. И это действительно так. Однако танковая дуэль на поле боя — явление в то время нечастое, ибо еще осенью 1942 года И.В. Сталиным был издан приказ о запрете нашим танкам вступать в бой с немецкими танками (№ 325).

Перед ними ставилась другая задача – подавлять огневые точки противника, участвовать в прорыве укреплений врага, развивать наступление в его тылу и т.д. А вся тяжесть борьбы с немецкими броневыми машинами возлагалась на ствольную артиллерию и в первую очередь противотанковую. И она уверенно, даже порой ценой немалых потерь, справлялась с этой задачей.

После войны специалисты подсчитают, что пушкари уничтожили 75 процентов немецкой бронетехники. Остальное приходится на долю танкистов, летчиков, саперов, ружейных бронебойщиков и другие рода войск. Пушка была главным врагом на поле боя как с нашей, так и с вражеской стороны. Во-первых, по силе огня она не уступала танковой. Во-вторых, благодаря небольшим размерам ее было удобно маскировать (особенно в засадах). И в-третьих, она намного дешевле и проще танка в производстве, а значит, их можно выпускать в больших количествах и насыщать ими оборону.

Основными противотанковыми орудиями Красной Армии на протяжении всей войны оставались 45-мм пушка (на фронте ее называли «сорокопяткой»), 57-мм (ЗИС-2) и 76-мм (ЗИС-3). В мае 1942 года для повышения эффективности ПТО (противотанковая оборона) значительная часть этих орудий была сведена в специальные отдельные части, которые с июля того же года стали истребительно-противотанковыми и включались в резерв Верховного Главнокомандования.

Такие части укомплектовывались опытными, храбрыми воинами -командирами орудий, взводов, батарей, дивизионов, полков, наводчиками и орудийными номерами. Они получали повышенный (в два раза) оклад, лучшее материально-вещевое обеспечение, питание, другие преференции. Отличительным знаком таких частей стал черный окантованный ромб с двумя перекрещенными стволами пушек. Этот шеврон носился на левом рукаве обмундирования.

И еще, что немаловажно: после ранения противотанкист почти всегда возвращался в свою часть, на старое место службы. И это при том, что в Красной Армии в большинстве других родов войск, особенно в пехоте, выздоровевшего бойца отправляли маршевым пополнением в новое подразделение. Но и спрос с противотанкистов был особый. Часто, в критические моменты боя, когда вероятным становился прорыв нашей обороны танками, навстречу им выдвигались части ПТО. С приказом стоять на смерть. И стояли! И гибли порой целыми батареями, дивизионами, полками, но выполнив при этом задачу. Недаром на фронте часто о противотанкистах грустно шутили: «Ствол длинный, но жизнь короткая».

Именно так, до последнего снаряда и человека, дрались части ПТО на всех участках фронта – от Мурманска до Северного Кавказа. Так было и 28 января 1944 года, когда советские войска замкнули котел окружения Корсунь-Шевченковской группировки (до 80 тыс. человек) немцев. В тот день, чтобы прорвать окружение, танковая дивизия СС «Адольф Гитлер» и усиленная боевая группа, которые насчитывали более 150 танков, в том числе до 40 тяжелых «Тигров», нанесла удар на станцию Липовец в Винницкой области.

На пути у них встали два противотанковых полка РГК-1982 и 1984 Первой гвардейской армии. Весь день на узком, в три километра участке, кипел кровавый бой. Несколько раз фашисты прорывались к позициям противотанкистов, но всякий раз откатывались назад. Станцию они так и не взяли, потеряв 28 танков, в том числе 15 тяжелых «Тигров» и «Пантер». Рубеж был удержан ценой потери трех четвертей личного состава и материальной части полков. В том бою погиб 19-летний сын георгиевского кавалера Первой мировой войны А.С Завгороднева Иван Акимович из с. Нижняя Покровка.

А еще можно вспомнить, что 19 февраля 1945 года, отражая массированную атаку пехоты и танков в местечке Крагау (Восточная Пруссия), вместе с аннинверховцем В.З. Перетрухиным погибли его земляки, бойцы 422 отдельного противотанкового дивизиона Никита Семенович Макшанов и его племянник Андрей Данилович Макшанов. Там же, в Восточной Пруссии, 24 апреля 1944 года погиб смертью храбрых гвардии старший сержант, командир орудия, коммунист, уроженец села Перелюб Алексей Иванович Сисин, посмертно удостоенный ордена Отечественной войны II степени.

Не дожил до Победы и противотанкист Николай Федорович Скудин. Родился он в Пестравке в 1917 году, рано остался без родителей, воспитывался в семье И.П. Труфанова. Призывался в РККА в 1939 году из Перелюба, служил в артиллерии. Воевать начал с первых дней, сначала наводчиком, а затем стал командиром орудия. Отличился в боях под Москвой. 27 ноября 1941 года около села Кочергино сержант Скудин уничтожил два вражеских танка, за что был удостоен ордена Красной Звезды.

Окончив курсы младших лейтенантов, командовал огневым взводом ПТО в 31 отдельной танковой бригаде. 27 ноября 1942 года взвод младшего лейтенанта Скудина сжег четыре немецких танка, самоходную установку большого калибра, разбил три блиндажа и уничтожил большое количество немцев. Причем Николаю не раз приходилось самому становиться к прицелу пушки. Награжден орденом Красного Знамени. Был назначен командиром батареи 108 ИПТАП 5 гвардейской танковой армии. Храбро сражался на Курской дуге под Прохоровкой. Старший лейтенант, коммунист Н.Ф. Скудин погиб в бою 22 октября 1943 года в районе совхоза «Забойщик» Криворожского района Днепропетровской области.

Трудными фронтовыми дорогами шел к Победе уроженец г. Пугачева Александр Андреевич Агарков. В армию был призван 5 августа 1939 года из мясомолочного совхоза «Клевенский». Воевал на Ленинградском, Юго-Западном, Сталинградском и Центральном фронтах в артиллерии, трижды был ранен, в том числе в июне 1943 года тяжело. Был одним из лучших воинов 328 Гвардейского ИПТАП. Награжден орденом Славы III степени. Гвардии старший сержант А.А. Агарков погиб в бою 19 апреля 1945 года, отражая очередную атаку фашистов. Похоронен в братской могиле г. Ниски, Нижняя Силезия (Германия). Подвиг его посмертно отмечен орденом Отечественной войны II степени.

Бессмертный подвиг совершил во время Курской битвы наш земляк из д. Даниловка наводчик 76 мм орудия 483 ИПТАП 1 гвардейской танковой армии 19-летний Семен Лаврентьевич Сергиенков. 14 июля 1943 года в урочище Плотовая Курской области в составе орудийного расчета отразил атаку танков, уничтожив при этом два «Тигра». К сожалению, в этот же день герой погиб. За несколько дней до гибели рядовой Сергиенков был награжден медалью «За отвагу», а 24 июля посмертно орденом Отечественной войны I степени. Извещение о гибели было выслано в Даниловку матери Анне Осиповне.

Подбить, а тем более уничтожить танк противника — дело трудное, особенно во второй половине войны, когда у немцев появились машины с тяжелой броней. Их требовалось подпустить на максимально близкое расстояние, чтобы бить наверняка в самые уязвимые места. Не у всех для этого хватало мужества и железного хладнокровия. Кто из пушкарей при танковой атаке первым обнаруживал себя, тот первым и погибал. А вот у юного С.Л. Сергиенкова выдержка была.

Была и у более опытного Петра Спиридоновича Кращенко. Он вместе со старшим братом Ефимом переехал из Украины по переселению в наш район и жил на хуторе Алексеевка. Оба ушли на фронт. Петр воевал в артиллерии. Здорово воевал! И под Сталинградом, и на Курской дуге, и на родной Украине. Был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги, «За оборону Сталинграда». 5 октября 1943 года в районе плацдарма у с. Бородаевка на правом берегу Днепра командир 76-мм пушки, гвардии старший сержант и коммунист П.С. Кращенко уничтожил четыре немецких танка с предельно близкой дистанции в 80-100 метров. Командование представило его к ордену Отечественной войны I степени.

Через два дня позиции орудия П.С. Кращенко были подвергнуты удару бомбардировщиков, а следом в атаку пошли танки. Командир орудия снова действовал хладнокровно и мужественно. Подпустив машины почти вплотную, его расчет открыл кинжальный огонь, подбив два танка, в том числе «Тигр». Воодушевленные примером П.С. Кращенко, дружно ударили другие орудия, и немцы отступили. Командир полка пишет новый наградной – на орден Ленина, высшую награду страны. С интервалом с несколько дней выходят приказы о награждении героя сразу двумя орденами Отечественной войны I степени. Неизвестно, получил ли их Петр Спиридонович, потому что уже 12 декабря того же года он погиб в бою под с. Водяны Петровского района Кировоградской области.

Особенно трудно в бою против немецких танков приходилось расчетам 45-мм пушек. В первый год войны она еще могла бороться с легкими и средними панцерами, но, когда немцы начали массово выпускать тяжелые танки и нарастили броню и средних, «сорокопятка» стала бессильна против них. Конструкторы удлинили её ствол, повысили вес боезаряда, боевая возможность немного выросла. И тем не менее пушка могла остановить танк, поразив его в гусеницу или смотровые приборы, да и то с предельно короткой дистанции. Пушка продолжала воевать в ПТО, хотя её за слабую живучесть называли «Прощай, Родина».

Это хорошо знал наш земляк — уроженец д. Акирово Кузябаевской волости Александр Мефодьевич Хорольский (1922 года рождения). Воевать он начал с ноября 1941 года, окончил ускоренный курс артучилища. 8 августа 1943 года командир огневого взвода 45-мм пушек старший лейтенант и коммунист Хорольский вступил в неравный бой с шестью немецкими танками. Они рассчитывали смять огнем и гусеницами три вставших у них на пути «сорокопятки». Не получилось.

Чтобы вдохновить товарищей, Александр Мефодьевич сам встал к прицелу одной из пушек и открыл меткий огонь. Три танка были подбиты, оставшиеся начали отход, и тогда Хорольский поднял бойцов в атаку, которая покатила пушки на врага, ведя огонь. Немцы в панике отступили и даже бросили подбитые танки. Вот тебе и маленькая «сорокопятка»!

За этот подвиг А.М. Хорольский был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Довелось ему повоевать и с японцами, за что командир батареи отдельного истребительно-противотанкового дивизиона был награжден медалью «За отвагу». Демобилизовался он в 1946 году в звании капитана. В 1985 году получил юбилейный орден Отечественной войны I степени.

Старожилы поселка Молодежный хорошо помнят добродушного, общительного фронтовика Алексея Никифоровича Асеева. Родился он в с. Грачев Куст 18 марта 1918 года (по другим данным 1916 г). 15 декабря 1939 года был призван в Красную Армию. Воевать начинал в 1026 артполку на Юго-Западном фронте командиром орудия. Не раз показывал умение и храбрость в боях, за что в декабре 1942 года был награжден медалью «За отвагу». Потом еще одна медаль «За отвагу» и перевод опытного пушкаря в 275 гвардейский истребительно-противотанковый полк на должность командира огневого взвода.

Ему присвоили звание младшего лейтенанта. Весной 1945 года А.Н. Асееву пришлось отражать яростные атаки фашистов на Кюстринском плацдарме (р. Одер), а затем и штурмовать Берлин. Не раз отважный воин смотрел смерти в лицо, но всякий раз жизнь брала верх. К медалям «За отвагу» добавились два ордена Красной Звезды, медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Из армии он ушел в 1960 году и поступил на службу в милицию Перелюбского района. Был участковым инспектором, а по выходе в отставку работал на разных должностях в совхозе «Клевенский». В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны II степени.

В боях за Родину пали смертью храбрых бойцы ИПТАП Василий Иванович Овчеренко (с. Перелюб), Григорий Степанович Маслов (с. Смоленка), Иван Владимирович Мулянов (совхоз «Красноармеец»), Василий Степанович Таранчев (х. Кольцовка) и другие отважные воины, имена которых можно увидеть на обелисках славы. Вечная им память…

Высокими боевыми наградами отмечен ратный труд перелюбцев-противотанкистов: командиров батарей капитана Петра Ивановича Дроганова (с. Перелюб), капитана Алексея Сидоровича Шевченко (с. Марьевка), командиров орудий Анатолия Васильевича Сосны (с. Холманка), который представлялся к званию Героя Советского Союза, Петра Ивановича Козлова (с. Большая Тарасовка), дважды удостоенного орденов Славы, Григория Ивановича Розвезева (х. Кондукторовский), старшины батареи Василия Алексеевича Золотарева (совхоз «Клевенский»), номерных орудийных расчетов чапаевца Федора Ивановича Солозилова (с. Харитоновка), Федора Ильича Стерликова, Романа Айтугановича Мухамбетова (оба из совхоза «Октябрьский»), Михаила Егоровича Андрианова (с. Большая Тарасовка), наводчика Виктора Николаевича Чуйкина (с. Грачев Куст) и многих других наших земляков. Их отвага и храбрость не знали границ, и во многом благодаря им были разгромлены бронетанковые полчища фашистов, добыта Великая Победа.

Юрий Бычков