В начале 50-х годов прошлого века самой «горячей» точкой на нашей планете стал Корейский полуостров, где в течение трех лет шла жестокая кровопролитная война. Корейцы много лет находились под игом японцев, но после поражения Японии в 1945 году на полуострове возникли две страны – на севере Корейская Народная Демократическая республика, которая выбрала социалистический путь развития, и на юге – Республика Корея, которая находилась под полным влиянием США.

 

Обе страны стремились к объединению, но только военной силой, наращивали свою боевую мощь. В июне 1950 года северяне атаковали своего противника и быстро добились успеха, разгромив в основном южнокорейские войска и захватив их столицу Сеул. Во многом успех КНДР был обеспечен тем, что ей огромную помощь оказывал Советский Союз. Американцев победа коммунистов в Корее не устраивала, и они отправили на помощь своим сателлитам отборные войска. Более того, через Организацию Объединенных Наций им удалось создать объединенные силы для борьбы с КНДР. Более 20 стран послали свои войска в Корею, и скоро конфликт превратился в очередную международную усобицу.

 

Коммунистическое правительство активно поддержали Китай и Советский Союз. Официально они в войну не вступали, но непосредственное участие в боях приняли сотни тысяч китайских добровольцев. Наша страна, противодействуя гегемонии США и их сторонников, обеспечивала армию КНДР вооружением, снаряжением и продовольствием. А кроме того, негласно для защиты стратегических объектов Северной Кореи и приграничной территории Китая от воздушных атак отправила туда авиационный истребительный корпус и зенитные части. В короткий срок там в северной и северо-западных частях КНДР были развернуты три авиадивизии, одной их которых командовал лучший ас союзных войск Второй мировой войны — трижды Герой Советского Союза полковник И.Н. Кожедуб.

 

На вооружении дивизий находились новейшие реактивные истребители МИГ-15. До появления наших летчиков американские самолеты безраздельно господствовали в небе, совершая массированные безнаказанные налеты на города Северной Кореи, буквально сравнивая их с землей. Подавляющее большинство наших пилотов имели опыт воздушных боев Великой Отечественной войны, и очень скоро их противники поняли, с кем они имеют дело. Летали советские соколы на самолетах с опознавательными знаками воздушных сил КНДР, в полетах им предписывалось в основном соблюдать радиомолчание или пользоваться командами на китайском языке, заученными по разговорнику. Но когда начинался ожесточенный воздушный бой, китайские слова вылетали из головы и в эфир летел великий и могучий русский язык, который тут же засекали американцы. И «китайский» летчик «Ли Си Цын» тут же показал, кто в небе хозяин. Один за другими полетели на землю десятки сбитых вражеских самолетов, и скоро наши авиачасти установили контроль над своей территорией, которую американские летчики назвали «Аллеей МиГов».

 

 

Оно и немудрено. «Черным четвергом» назвали американцы, например, день 12 апреля 1951 года, когда за десять минут наши «МиГи» сбили 17 самолетов, в том числе 10 огромных «Летающих сверхкрепостей». Досталось этим бомбовозам и 30 октября того же года: погибли от огня наших летчиков сразу 12 машин. После такой взбучки американцы отказались от дневных полетов.

В 64 авиакорпус первоначально входило 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата, однако со временем в его штате уже числилось до 26 тысяч человек, а также 300-320 самолетов, на которых летало до 440 летчиков. В составе этого корпуса служили и перелюбцы. В частности, Алексей Иванович Соловьев, родившийся в с. Перелюб в 1929 году. Ветераны района хорошо помнят этого человека, который много лет работал председателем районного суда.

 

Вылеты наших самолетов обеспечивал техник Н.А. Кошелев. Родился Николай Алексеевич 9 мая 1925 года в селе Любицкое Пугачевского района в семье крестьянина, участника Гражданской войны. С начала 30-х годов семья переехала на жительство на хутор Яблоно-Букин Нижне-Покровского сельсовета. Отсюда 13 февраля 1943 года Кошелев был призван в Красную Армию. Сначала служил в пехоте, а затем окончил школу младших авиационных специалистов (ШМАС) и был отправлен в авиационный полк. Первое время летал воздушным стрелком на штурмовике ИЛ-2, а затем стрелком-радистом на бомбардировщике ПЕ-2.

 

Во время одного из боевых вылетов, отбивая из пулемета атаку немецких истребителей, он был тяжело ранен. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа». Принимал участие в войне с Японией, остался служить на Дальнем Востоке в должности авиационного техника. С 1950 года с перерывами обеспечивал вылеты советских самолетов, за что был награжден орденом Красной Звезды и (предположительно) орденом Красного Знамени. Демобилизован 12 августа 1954 года в звании старшего лейтенанта. После армии работал в Озинском районе председателем сельского Совета, а затем секретарем парткома одного из совхозов. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны II степени. Прожив долгую жизнь, Н.А. Кошелев скончался 4 октября 2010 года.

 

 

В течение всей войны в 64 авиакорпусе производилась ротация кадров. За это время сменилась 12 авиадивизий. Боевая работа наших авиаторов впечатляет. Всего было произведено 63 тысячи боевых вылетов, проведено 1790 воздушных боев, в ходе которых сбито 1097 самолетов противника, собственные потери составили 330 машин, в том числе и небоевые. В той войне погибло более 300 советских воинов, в том числе 160 офицеров – в основном летчиков.

 

27 июля 1953 года было решено заключить договор о перемирии. В тот день утром в 8 часов 47 минут с военного аэродрома в городе Порт-Артур (Китай), который находился в аренде у Советского Союза, вылетел транспортный самолет Ил-12, который взял курс на Владивосток. За штурвалом его находился опытный пилот Д.А. Глиняный, имевший за плечами сотни вылетов, начиная с Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Помимо шести членов экипажа, в салоне находились 14 военнослужащих-пассажиров. Кто-то из них летел в отпуск, кто-то в командировку и обратно. В основном это были офицеры, в частности, специалисты 27 лаборатории авиационной медицины ВВС Тихоокеанского флота подполковники В.С. Ларионов, И.Г. Субботовский, майор В.И. Дробницкий.

 

Находился там и наш земляк — летчик 1744 дальнеразведывательной эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота старший лейтенант Виктор Васильевич Жигулин. Родился он в селе Грачев Куст в 1926 году в семье крестьянина Василия Павловича Жигулина. В начале 30-х годов семья переехала в город Куйбышев, где Жигулин-младший учился в школе, а потом встретил начало Великой Отечественной войны. Василия Павловича (1905 г. р., с. Грачев Куст) призвали в РККА (Фрунзенский РВК г. Куйбышева) 12 августа 1941 года. С апреля 1942 года и до конца войны он служил заведующим полевым армейским складом и в составе 39 армии дошел до Восточной Пруссии. Оттуда склад № 2185 эшелонами перебросили после войны в Монгольскую Народную Республику на границу с Маньчжурией (Китай). При этом командование отметило умелого завскладом В.П. Жигулина, сумевшего перевезти свое имущество быстро и без потерь, снабдить им войска, которые участвовали в разгроме японской Квантунской армии.

 

За прилежание в службе рядовой В.П. Жигулин был награжден орденом Красной Звезды, дважды — медалью «За боевые заслуги». К этому времени, скорее всего, на Дальнем Востоке служил и его сын, которого призвали в армию в 1943 году и направили в авиационное училище. В звании лейтенанта Виктор Жигулин был направлен в Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота. Служил в 1744 дальнеразведывательной эскадрилье, которая принимала негласное участие в Корейской войне. И вот он полетел домой во Владивосток…

 

 

В 11 часов 15 минут с борта Ил-12 поступила последняя радиограмма, а потом рация замолчала. Совсем. Как потом показало расследование, около 11 часов 26 минут наш самолет перехватила четверка американских истребителей F-86 «Сейбр», которая глубоко вторглась в воздушное пространство Китая. Тихоходный, идущий со скоростью 300 километров в час транспортник имел советские опознавательные знаки, однако это не остановило воздушных пиратов. Шансов у Ил-12 против 24 крупнокалиберных пулеметов не было. Как потом рассказывали жители деревни Маоэршань, над которой произошла трагедия, сначала в небе раздался треск пулеметов, затем громкий взрыв и на землю посыпались обломки самолета и другие предметы.

 

Погибли все, кто летел этим бортом. Произошло это в 130 километрах юго-западнее г. Дуньхуа провинции Гирин именно в день окончания боевых действий. Таким образом, наш Ил-12 стал последним самолетом, сбитым в той войне. Погибших похоронили в братской могиле во Владивостоке, на которой установили памятник с именами военнослужащих. В то время участие наших войск в Корейской войне было строго засекречено и В.П. Жигулин получил извещение о гибели сына, скорее всего, с обычной формулировкой: «Погиб при выполнении служебного задания». Отец надолго пережил сына, разменяв восемь десятков лет. В 1985 году он был награжден юбилейным орденом Отечественной войны II степени. Сегодня Жигулины еще проживают в селе Грачев Куст и, может, они что-то знают о судьбе своих однофамильцев. Или родственников.

 

Несколько лет назад в центре села Перелюб был открыт сквер Памяти Воинов-земляков, погибших в локальных конфликтах и войнах: на озере Хасан в 1938 году, в подавлении вооруженного восстания в Будапеште в 1956 году, в Афганистане и на Северном Кавказе. Список этот неокончательный. Специальная военная операция на Украине впишет туда новые имена, к глубокому сожалению. Думаю, руководство районного отделения «Боевое братство» найдет возможность и желание увековечить память и о Викторе Васильевиче Жигулине.

Юрий Бычков