… 24 июня 1945 года, Москва. Красная площадь. Знаменитый Парад Победы, посвященный окончанию Великой Отечественной войны. Торжественным маршем мимо мавзолея В.И. Ленина, на котором находится высшее руководство СССР, проходят сводные полки всех фронтов заключительного этапа войны. Их ведут прославленные военачальники-командующие. Но во главе 2 Белорусского фронта идет генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза П.И. Батов. Ему доверено выполнять эту почетную миссию вместо командующего К.К. Рокоссовского, который командует Парадом. В одной из шеренг этого полка чеканит шаг по мокрой от дождя брусчатке высокий статный гвардии старшина с орденами и медалями на парадном мундире. Это Николай Аюпов. Недавно, 10 мая, ему исполнился 21 год, но это опытный бывалый воин, ветеран 13 гвардейской минометной бригады, и именно ему, одному из немногих бойцов части, предоставлена честь участвовать в главном Параде страны.
Родился он по официальным данным на х. Кондукторовский, хотя семья Аюповых проживала в соседней, через Камелик, деревне Байгундино. Старший брат нашего героя Гизатулла был участником Первой мировой войны в составе 95 Красноярского пехотного полка. Воевал против германцев, в июле 1917 года был ранен на реке Ковель. И вряд ли кто из Аюповых предполагал тогда, что много лет спустя еще один член их семьи сойдется в бою с немецкими фашистами. Сунгатулла Аюпов назвал родившегося сына Хайбрахманом. Тот быстро рос, учился в Кондукторовской школе среди русских ребят и те нарекли его на свой лад – Николаем. Под этим именем и с отчеством Иванович он будет записан во многих документах, в том числе и в военных.
Хорошего образования Николай получить не успел – началась война. 10 июля 1942 года он был призван на службу Больше-Черниговским райвоенкоматом. Прошел начальную военную подготовку и был направлен в 13 гвардейскую минометную бригаду, которая только что начала формироваться по решению Верховного командования. Бригада комплектовалась реактивными установками БМ-13 – знаменитыми «Катюшами». Водителем одной из таких установок и стал Николай Аюпов. Боевое крещение получил на Северо-Западном фронте, стал сержантом.
Вскоре нашего земляка назначили помощником командира взвода паркового дивизиона, который обеспечивал «Катюши» боеприпасами, их сохранность и боеспособность. Бригаду, эту мощную огневую силу, использовали, как правило, при прорыве сильно укрепленных позиций врага, передавая «Катюши» пехотным частям. Одновременный залп почти полусотни реактивных установок позволял в короткий срок подавить сопротивление противника на узком участке фронта. Кроме того, огонь «Катюш» резко повышал боевой дух пехотинцев. Так было, например, во время боев по освобождению Крыма весной 1944 года. И здесь не раз, как прежде, отличался гвардии сержант Аюпов.
«При выполнении боевой задачи 18 апреля в р-не станции Бельбек, — сообщается в наградном листе, — тов. Аюпов был направлен с автомашинами для подвоза боеприпасов во второй дивизион. Следуя старшим с тремя автомашинами боеприпасов дорогой, проходившей по лощине, попал под сильный обстрел противника. Умело маневрируя обочинами дороги, тов. Аюпов одну за другой провел через зону обстрела две машины. У третьей машины разорвавшимся в близи снарядом был пробит бензобак. Вспыхнула передняя часть автомашины. Тов. Аюпов, рискуя жизнью, первым бросился, увлекая за собой гвардейцев, к машине, быстро разгрузив боеприпасы, сумел затушить пламя, чем спас автомашину и боеприпасы. Две автомашины боеприпасов были доставлены на огневую позицию дивизиона в срок. Залп был обеспечен своевременно. Тов. Аюпов достоин правительственной награды — орден «Красная Звезда». 19 мая 1944 года.» Это была первая награда героя.
После освобождения Донбасса, Мелитополя и Крыма 13 бригаду перебросили в конце 1944 года на Наревский плацдарм (Западный берег р. Нарев в Польше), где с сентября шли упорные бои, так как немцы считали его «пистолетом, направленным в сердце Восточной Пруссии». В начале 1945 года гвардейцы-минометчики участвовали в прорыве обороны на этом плацдарме, а затем в штурме города-крепости на берегу Балтийского моря – Эльбинг. Неслучайно здесь бригада получила почетное наименование «Эльбингская». А потом был штурм еще одной крепости, которые немцы считали неприступной – Кенигсберга. Она пала под ударами наших войск и «Катюш» за десять дней. Старший сержант, старшина батареи паркового дивизиона и коммунист Николай Аюпов принимал непосредственное участие в боях.
А затем без передышки новое направление – на территорию Германии, на реку Одер. «21 апреля 1945года бригада готовила залп на участие 70 армии в районе деревни Мещерин, превращенной немцами в мощный оборонительный узел на западном берегу реки Одер. Гвардии старший сержант Аюпов был направлен в район огневых позиций для восстановления и эвакуации подбитой артиллерийским огнем врага автомашины. Несмотря на то что район, где стояла автомашина, просматривался и находился под непрерывным огнем врага, гвардии старший сержант Аюпов подполз к машине и привязал к ней длинный буксир, конец которого вывел в лощину, где стояла буксируемая машина. Стащив поврежденную машину в укрытие, сменил ей баллоны, отремонтировал рулевое управление и отбуксировал ее в часть». Это выписка из наградного листа на второй орден Красной Звезды, который был подписан 7 мая 1945 года.
В глубине Германии завершила свой боевой путь 13 гвардейская Эльбингская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого минометная бригада. И когда пришел приказ отобрать для Парада Победы лучших воинов, в их числе оказался и Николай Аюпов, который к тому времени был удостоен еще и медалей «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». И потом был тот Парад Победы, который навсегда вошел в историю нашей страны. И не знал тогда Николай Иванович, что по Красной площади прошли и его земляки-перелюбцы – кавалерист Иван Коротков из Перелюба, мотоциклисты Василий Яков из Николаевки и Вячеслав Литовченко из Холманки, провели свои боевые машины танкист Василий Гужин из Нижней Покровки и самоходчик Михаил Сошко из Холманки. Они, как и Н.И. Аюпов, вписали золотыми буквами свои имена в историю района и Советского Союза.
Демобилизовавшись, Н.И. Аюпов приехал на родину и пошел служить в райвоенкомат, где ему присвоили звание младшего лейтенанта, женился. Затем пути-дороги привели его на службу в Пугачевскую районную милицию, где в отделе уголовного розыска он дослужился до капитанского звания. Здесь он вторично женился. И все же его тянуло в армейскую жизнь. Недолго думая он пошел на должность старшины роты в стройбате (ВСО), который обустраивал военный городок вертолетного полка в поселке Сланцевый рудник под Озинками. С этой воинской частью старшина Аюпов кочевал по стране, был там, где были нужны военные строители: в Шиханах и Вольске (Саратовская область), Салавате (Башкирская АССР). Когда в 1966 году в Ташкенте произошло страшное землетрясение и столица Узбекистана была сильно разрушена, там оказался Н. И. Аюпов со своими стройбатовцами. Работал там несколько лет, потом в Челябинске. Уволился из армии в 1972 году и вернулся в Ташкент, где и осел прочно, навсегда. Занялся сугубо мирным делом – работал в торговле, охранником, фотографом. В 1985 году ветеран войны и Вооруженных Сил Хайбрахман Сунгатуллович Аюпов был награжден орденом Отечественной войны II степени. 13 мая 2002 года его не стало. Похоронен Х.С. Аюпов в Ташкенте.
Дело отца продолжил его сын Владимир. Он окончил сначала Свердловское суворовское училище, затем высшее военное. Служил в военно-воздушных силах. В запас ушел в звании майора. Проживает в Ташкенте, счастлив в семейной жизни, воспитал и поставил на ноги детей, души не чает во внуках. И Х.С. Аюпов, и его сын не раз приезжали на родину поклониться святым местам, повидать родственников.
У Хайбрахмана Сунгатулловича в Перелюбе проживает двоюродный брат Андрей (Хангрей) Лукьянович Уразбаев, известный в совхозе «Саратовский» труженик. Он начинал работать в этом хозяйстве в 1956 году, участвовал в подъеме целины, стал настоящим мастером своего дела. Работал трактористом много лет на «Кировце», добивался высоких показателей, за что в 1976 году был награжден орденом «Знак Почета». Впрочем, думаю, и в деревне Байгундино старожилы помнят семью Аюповых, славным представителем которой стал Хайбрахман Сунгатуллович.
Юрий Бычков