Летом и осенью 1942 года жители Советского Союза и многих стран мира с замиранием сердца следили за событиями под городом Сталинградом. В те дни именно там решалась судьба не только советской Отчизны, но и всего человечества. На фронте, выполняя приказ И.В. Сталина №227 «Ни шагу назад!», с невиданным упорством дрались бойцы Красной Армии. Высокое напряжение царило и в тылу, где люди, не щадя ни сил, ни здоровья трудились под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!».

 

Дыхание войны обожгло и Саратовскую область, которая стала прифронтовой зоной и делала все возможное, а порой и невозможное, для того, чтобы помочь Сталинграду устоять. 9 сентября 1942 года в нашей области Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено военное положение. Но еще раньше, с лета, немецкая авиация стала активно вторгаться в пределы области, избрав своей целью стратегические объекты.

 

Так, 25 и 26 июня состоялись первые бомбежки Саратова. Были разрушены цеха точных подшипников, шлифовальный на подшипниковом заводе №3, при этом погибло 30 человек и ранено 202. В июле-августе люфтваффе нанесли серию бомбовых ударов по Ртищеву, Балашову, Марксу, узловой станции Урбах, по железным дорогам, которые вели к Сталинграду. 21-25 сентября мощные налеты на Саратов повторились, в результате был серьезно поврежден нефтеперерабатывающий завод. Продолжались полеты вражеской авиации далеко на восток. Не обошли они и наш район.

 

Старожилы Нижней Покровки рассказывали, что однажды в разгар летнего дня они услышали гул со стороны Уральска, а вскоре и рев моторов в небе. Низко, на высоте 100-200 метров над землей, летел огромный серый двухмоторный самолет с черными крестами на крыльях, а за ним гнался небольшой тупоносый истребитель (скорее всего И-16). В это время группа местных пацанов играла на мосту через Камелик и самолеты пролетели прямо над ними. Среди ребят был и двоюродный брат моего отца шестилетний Николай Акимович Завгороднев. Он подтвердил рассказ старожилов и добавил, что оба самолета стреляли: то и дело слышался резкий звук, похожий на треск разрываемой материи (так стреляли скорострельные авиационные пулеметы).

 

Самолеты быстро скрылись из вида в сторону Пугачева и что с ними стало — неизвестно. Скорее всего, немецкий самолет пытался достигнуть Уральска, куда с началом войны было эвакуировано 14 заводов, несколько военных училищ, в том числе и авиационное, один из аэродромов которого находился на окраине села Зеленое. В городе же располагалось и управление 8 воздушной армии, а вокруг него организована противовоздушная оборона. Видимо ее летчики перехватили разведчика и заставили его уйти восвояси на бреющем полете.

 

Могли быть над районом и другие полеты немецкой авиации. Бывший легендарный перелюбский милиционер Петр Иванович Колотов, служивший всю войну начальником районной милиции, рассказывал, что во время Сталинградской битвы в районе села Грачев Куст силами НКВД и милиции была захвачена группа немецких шпионов-диверсантов, сброшенных, скорее всего, с самолета. За их поимку капитан П.И. Колотов был награжден орденом Красной Звезды.

 

Во время Сталинградской битвы огромное значение для наших войск имели рокадные (к линии фронта) железные дороги. Одна из них (Иловля – Петров Вал – Камышин – Саратов – Сызрань и далее в Татарскую АССР) была построена в рекордно короткие сроки – за шесть месяцев. Это почти 1000 километров! Причем основная часть до фронта (около 300 километров) была проложена в самый разгар сражения. Работа велась с невиданным упорством и героизмом и в основном вручную. Люди работали по 14 часов в сутки в трудных погодных условиях и порой под воздействием вражеской авиации.

 

Работало там и немало перелюбцев, в основном старших возрастов и тех, кто был непригоден к строевой службе. Их десятками призывал Перелюбский райвоенкомат в мае-августе 1942 года. Из таких людей формировались батальоны и полки железнодорожных войск, которые направлялись на возведение «Дороги жизни» к Сталинграду. В их числе были Егор Завгороднев, Василий Клименко, Алексей Корнаухов и Иван Колесниченко (с. Нижняя Покровка), Иван Ильясов и Георгий Садовников (совхоз «Красноармеец»), Батыр Усагалиев (совхоз «Первомайский»), Кузьма Татарников (с. Перелюб), Федор Зиновенков (с. Смоленка), Селиверст Неликов (с. Холманка), эвакуированный латыш из Риги Карп Кузьменко и другие жители Перелюбского района. Кое-кто из них потом был направлен в строевые части и принимал участие в боевых действиях.

 

Так, в декабре 1944 года пропал без вести уроженец Западно-Казахстанской области, проживавший в селе Васильевка, Гинаш Лукманов. К сожалению, фамилий девушек нашего района, которые мобилизовывались на строительство рокады, пока установить не удалось. Они не призывались военкоматом, а направлялись туда сельскими Советами по решению райисполкома.

 

Другая рокадная дорога шла вдоль левого берега Волги от станции Урбах на Астрахань. Она имела малую пропускную способность, но огромное значение для фронта. Поэтому здесь, тоже ударными темпами, велась прокладка дополнительных путей. Дорогу нещадно бомбила авиация противника, однако повреждения быстро устранялись. И на этом трудном участке работали перелюбцы, в основном женщины.

Была там и моя мама Мария Ивановна. В тот год она закончила 10 классов в Питерском районе, но поступить в Новоузенский веттехникум не успела – была направлена с большой группой девушек на строительство железной дороги. Жили в спартанских условиях почти под открытым небом, работали от зари до зари, и никто не роптал. Все знали, что дорога нужна фронту, а значит и ближе будет победа.

 

И эти две дороги спасли Сталинград. Через них доставлялась львиная доля личного состава воинских частей, вооружения, боеприпасов, продовольствия и армейского имущества, вывозились раненые и так далее. Так, по  правобережной рокаде было эвакуировано более 400 тысяч человек, вывезено около 30 тысяч вагонов зерна из Сталинградской области. С 1 июля 1942 года по 1 января 1943 года четырем фронтам под городом было доставлено 202377 вагонов с военными грузами, или в среднем за сутки 1099 вагонов. Это был колоссальный труд во имя приближения победы.

 

В дни Сталинградской битвы родилось всенародное движение, которое показало всю мощь и широту патриотизма советских людей – добровольный сбор денежных средств на приобретение для фронта военной техники. Не остался в стороне от этого движения и Перелюбский район. Во всех хозяйствах прошли собрания граждан, которые заявили о своей решимости пожертвовать личные средства на укрепление боеспособности Красной Армии.

 

К примеру, труженики колхоза имени К. Маркса (Кузябаево) за несколько дней собрали 175 тысяч рублей на постройку самолета «Нацмен-башкир» (стоил самолет-истребитель 100-120 тысяч рублей). В колхозе имени Ворошилова (с. Марьевка) решили строить именной самолет «Ворошиловец». Первыми на этот почин откликнулись комсомолки Королевская и Кожура. Первая внесла 10 тысяч рублей, вторая – 8 тысяч. Всего за несколько часов общий взнос составил 150 тысяч рублей —  огромные по тем временам деньги. Комсомольцы села Нижняя Покровка включились в сбор средств на самолет «Покровский комсомолец». Для этого они все лето работали в колхозе, зарплату им выдали зерном. Больше всех — по 6 пудов — внесли в общее дело Петр Шугурин (будущий полковник Советской Армии) и Михаил Сошко (он станет участником Парада Победы 24 июня 1945 года).

 

Зерно продали на рынке, но вырученных денег на самолет не хватило и ребята отправили средства на приобретение танка Т-34. На него денег хватило. А еще за годы войны перелюбцы дали взаймы по облигациям более 7 миллионов рублей. И толчок этому движению дала Сталинградская битва.

 

Сражение под городом на Волге стало одним из крупнейших в истории человечества. Там, у стен твердыни, сражались и сотни жителей и уроженцев нашего района, показывая образцы отваги и беспримерного мужества. И полегло их там немало. Только в Пантеоне Славы на Мамаевом Кургане, где захоронено более 30 тысяч человек, есть четыре перелюбские фамилии.

 

При штурме кургана 28 октября 1942 года погиб гвардии рядовой 13 гвардейской дивизии Андрей Андреевич Абаньшин из села Грачев Куст. Чуть раньше погиб в бою командир отдельного пулеметного взвода 115 отдельной танковой бригады младший лейтенант Михаил Леонтьевич Дорошенко из Перелюба. 25 ноября при очередном штурме Мамаева Кургана пал смертью храбрых помощник командира взвода 92 отдельной морской бригады младший сержант Егор Алексеевич Макачеев (с. Перелюб). Есть в Пантеоне Славы и фамилия Алексея Андреевича Сутягина, который родился в 1908 году на хуторе Поперечный. В районе тракторного завода погиб Иван Кузьмич Гошин (с. Смоленка.)

 

Ожесточенные бои шли в районе другого крупного завода — «Красный Октябрь». Там сложили свои головы 19-летний красноармеец из Нижней Покровки Егор Васильевич Пиякин и старший сержант Александр Иванович Кузнецов (1922 г. р.). За несколько дней до капитуляции немцев, 28 января 1943 года, был убит рядовой 1384 полка 68 гвардейской дивизии Иван Сергеевич Кононыхин, призывавшийся из совхоза «Первомайский». В самом городе погибли Николай Иванович Рыжечков из совхоза «Клевенский» и Рахматулла Курбатович Шарипов из совхоза «Первомайский». И это неполный перечень наших земляков, отдавших свои жизни в сражении за Сталинград.

 

Еще большие потери понесла Красная Армия, пытавшаяся с севера пробиться вдоль Волги к истекающим кровью 62 и 64 армиям, державшим оборону в городе. Немцы раз за разом отражали эти попытки, нанося огромный урон наступающим. На подступах к Сталинграду погибли А.З. Агафошин из деревни Даниловка, лейтенант А.К. Астоверхов, И.П. Башмаков из села Грачев Куст, С.Т. Бобровицкий из с. Натальин Яр, И.П. Вишняков из с. Марьевка, В.А. Десятов из с. Нижняя Покровка, Е.И. Живаев из х. Яблоно-Букин, М.С. Клименко из Смородинки, Г.М. Михайлин из х. Куцеба, Т.К. Посталюк из совхоза «Октябрьский», А.П. Пшеничнюк из Васильевки и многие другие перелюбцы. Честь им и слава! И вечная память…

 

Для многих воинов, выживших в той войне, Сталинград стал отправной точкой движения к Победе. В совхозе «Клевенский» хорошо помнят ратные дела Владимира Лаврентьевича Андреева. По его боевым наградам можно писать географию Великой Отечественной: в активе минометчика старшего лейтенанта медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги» и «За победу над Германией». А еще ордена Отечественной войны I и II степеней.

 

Василий Евдокимович Гужин, тоже старший лейтенант, сражался танкистом под Сталинградом, а на Параде Победы 24 июня 1945 года вел свою «тридцатьчетверку» по брусчатке Красной площади в Москве. Всю войну провоевал в танковых войсках большетарасовец Михаил Дмитриевич Крыгин, закончивший войну в звании полковника. Награжденный девятью (!) боевыми орденами, он имел и дорогую награду – медаль «За оборону Сталинграда».

 

Сотни перелюбцев были удостоены медалей «За оборону Сталинграда». Среди них — капитан и трижды орденоносец В.Е. Гольцов (х. Сестринский), гвардии лейтенанты И.С. Горбачев (х. Тараховка), и П.Н. Борисенко (д. Даниловка), гвардии старшина В.И. Белоусов (с. Холманка) и ефрейтор Н.М. Антонец (х. Кольцовка) и многие другие наши прославленные фронтовики. Их уже нет в живых, но то, что они сделали под Сталинградом, останется в памяти народа навсегда.

Ю. Бычков