В 1970 годах начальную военную подготовку в Перелюбской школе преподавал П.И. Приходько. Фронтовик, подполковник в отставке Петр Иванович отлично знал свое дело и одновременно занимался патриотическим воспитанием школьников. На встречи с ними он приглашал, как правило, ветеранов Великой Отечественной войны, которым было что рассказать детворе. Чаще других на таких встречах бывал школьный друг Петра Ивановича – высокий, статный мужчина с орденами, медалями на груди, пустым рукавом, заправленным в карман пиджака. Это был военный летчик Федор Григорьевич Рябцев, потерявший в бою руку, но оставшийся в армии и воевавший до самой Победы.

 

Родился он 1 января 1921 года в селе Перелюб в крестьянской семье. После окончания местной школы 1 августа 1940 года был призван в ряды Красной Армии. С началом войны направлен в авиационную школу пилотов, где освоил несколько типов самолетов, в том числе и штурмовик Ил-2. После обучения в звании сержанта проходил предбоевую подготовку в запасном авиационном полку, осваивал мастерство пилотирования и бомбоштурмовых ударов. И только в апреле 1943 года его отправили на фронт в 10 отдельный разведывательный авиаполк.

 

И сразу начались боевые вылеты, чаще всего на разведку. Федор Рябцев быстро освоил науку авиаразведчика, умело водил штурмовик в районы обороны фашистов и их тылы. Как и все разведчики, в основном ходил в одиночку, на бреющем полете, чтобы избежать встречи с истребителями противника. Оборонительные рубежи немцев были насыщены зенитной артиллерией, и всякий раз младшему лейтенанту Рябцеву приходилось пробиваться сквозь огонь зениток.

 

 

16 июня 1943 года он снова, 35-й раз, вылетел на боевое задание, выполнил его, но по дороге домой попал под огонь с земли, был тяжело ранен в руку. Тем не менее ему удалось посадить самолет. Раненого летчика тут же отправили в госпиталь, но там спасти искалеченную правую руку не смогли. Так в 22 года он стал инвалидом и мог бы со спокойной душой ехать домой. Но комсомолец Рябцев был воином крепкой советской закалки, а потому решил остаться в армии. Написал рапорт, чтобы его вернули на любую пригодную должность в его родную часть. И просьба его была удовлетворена.

 

Лейтенанта Рябцева назначили на штабную работу – адъютантом эскадрильи, с которой он справлялся отменно. Вел аккуратно не только нужную документацию, но и принимал активное участие в подготовке летчиков к боевым вылетам, обеспечивал их всем необходимым. Полк, в котором он служил, прошел с боями через Белоруссию, Восточную Пруссию, участвовал в штурме Кенигсберга и стал одним из лучших в ВВС Красной Армии. Он получил почетное наименование Московско-Кенигсбергский, был удостоен орденов Красного Знамени и Суворова.

 

Четырнадцать его летчиков получили звания Героев Советского Союза, трое воздушных стрелков стали полными кавалерами орденов Славы. Двумя орденами — Отечественной войны I степени и Красной Звезды был награжден старший лейтенант Ф.Г. Рябцев. Он был также удостоен медалей «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».

 

После войны Федор Григорьевич вернулся в Перелюб, работал, создал крепкую семью, в которой выросли дети, нашедшие свое место в жизни. Он с удовольствием встречался с молодежью, активно участвовал в общественной работе и оставил заметный след в истории района.

 

Схожей оказалась судьба и еще двух земляков-летчиков – перелюбца А.И. Мармазинского и марьевца Ф.И. Лебеденко. Они родились с интервалом в один год, Алексей Иванович в 1914, а Федор Иванович в 1915 году. Их отцы, Иван Иванович и Федор Петрович, были участниками не только Первой мировой, но и Гражданской войн. И уже никак не думали, что их сыновья поднимутся в небо. А они стали летчиками.

 

Мармазинский освоил бомбардировщик СБ и перед войной служил в 9 скоростном бомбардировочном авиаполку, который базировался в Литве. В 4 часа 30 минут на аэродром полка налетели немецкие бомбардировщики, но уже через двадцать минут в полет ушли советские крылатые машины, в числе которых был и самолет А.И. Мармазинского.

 

Полк нанес ответный удар по военным объектам в городе Тильзит (Восточная Пруссия), потом в течение нескольких дней бомбил танковые колонны противника. И нес тяжелые потери – из каждого вылета не возвращались по 3-4 самолета. На третью неделю войны полк передал уцелевшие машины другой части и отправился в город Энгельс, где началось переучивание экипажей на новый, более скоростной бомбардировщик Пе-2.

 

Уже в сентябре обновленный полк был переведен в Подмосковье и оттуда начал выполнять боевые вылеты. 25 мая 1942 года во время своего 25 вылета старший лейтенант А.И. Мармазинский получил тяжелое ранение – в нескольких местах была перебита нога. Истекающий кровью летчик чудом посадил машину и тут же был отправлен в госпиталь. Там ногу ему спасли. Он долго и упорно лечился, но приговор комиссии был однозначен: летать не может, из авиации уволить.

 

Но Алексей Иванович не сдался, добился, чтобы его сначала перевели в аэродромную службу, а оттуда адъютантом (начальником штаба) в одну из эскадрилий 287 истребительного авиационного полка. За год службы под непосредственным руководством Мармазинского эскадрилья выполнила 1050 боевых вылетов и в воздушных боях сбила 41 самолет противника.

 

После войны Мармазинский остался на службе. Отдав ей 24 года, он в декабре 1958 года был уволен в запас в звании майора. За безупречную службу боевой летчик был награжден орденами Красного Знамени, дважды – Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

 

В бомбардировочной авиации служил и Ф.И. Лебеденко. В армию его призвали, как и А.И. Мармазинского, в 1934 году из города Славянск на Кубани Краснодарского края. Он окончил авиационное училище штурманов, перед войной летал на легком одномоторном бомбардировщике Су-2 в 6 авиаэскадрилье 10 армии. Свой первый боевой вылет совершил уже 22 июня 1941 года. Потом были еще несколько.

 

Но враг рвался в глубь страны танковыми клиньями, и против них была брошена вся имеющаяся авиация Западного фронта. На девятый день войны, 30 июня, штурман эскадрильи старший лейтенант Лебеденко повел группу бомбардировщиков в очередной боевой вылет – в район западнее города Барановичи (Белоруссия). Прорвавшись сквозь заградительный огонь, самолеты проштурмовали танковую колонну, и стали разворачиваться в обратный путь. И тут на них налетели немецкие истребители. Силы были не равны. Су-2 считался неплохим самолетом, но против вертких, более скоростных «Мессершмиттов» устоять не мог.

 

После очередной атаки пилот был убит, а Лебеденко тяжело ранен в правое плечо и грудь с частичным повреждением позвоночника. Двухместный Су-2 имел двойное управление, и истекающий кровью штурман взял его на себя. Неимоверным усилием воли он удержал избитую машину в воздухе и сумел привести на аэродром. При посадке самолет разрушился, думали, что все члены экипажа погибли. Федора Ивановича без сознания вытащили из-под обломков.

 

А он оказался жив! Прошел через многие госпитали, поднялся на ноги, но вердикт врачей был суров:  к летной и военной службе непригоден. Лебеденко с ним не согласился и убедил руководство оставить его в армии. В авиационную часть он не попал, но получил назначение преподавателем авиадела в одном из военных училищ.

 

В самом конце войны капитана Ф.И. Лебеденко назначили старшим преподавателем курсов усовершенствования командного состава Приволжского военного округа. В армии служил до конца 1958 года. Ушел в запас в звании майора. Ратный путь нашего земляка увенчан орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, дважды — Красной Звезды, медалями. А в 1985 году инвалид войны Ф.И. Лебеденко был награжден орденом Отечественной войны I степени.

 

Высокую ответственность за судьбу Родины и долгом перед Отечеством несли не только офицеры, но и рядовые воины-перелюбцы. Характерен в этом отношении пример фронтовой судьбы уроженца с. Большая Тарасовка Ивана Афанасьевича Краснова (1908 г. р.). До войны он жил и работал в г. Вольске. На фронт призван в первые ее дни. Воевал в пехоте. 6 марта 1942  года получил тяжелейшее ранение и контузию, но медики выходили его. На это ушло несколько месяцев. Комиссия признала его не годным к военной службе. Коммунист с десятилетним стажем И.А. Краснов не согласился с таким решением и настоял на том, чтобы его оставили на фронте. Если не с винтовкой, то с гаечными ключами в руках (Иван Афанасьевич был силен в технике) он сможет помочь Родине. Как раз в это время формировался 89 отдельный танково-ремонтный батальон, куда и направили Краснова.

 

Уже в августе 1942 года батальон был под Сталинградом, где сходу занялся починкой подбитых или сломанных танков Т-34. Лучше всех с этой работой справлялся Иван Афанасьевич. При посадке самолет разрушился, думали, что все члены экипажа погибли. Скоро он стал бригадиром, а затем и командиром ремонтного взвода, ему присвоили звание старшины. Кроме того, Краснов исполнял обязанности парторганизатора батальона, умел словом и делом поддерживать товарищей.

 

 

Так, с 20 августа по 5 сентября 1944 года при задании восстановить 12 танков Краснов с группой ремонтников поставил в строй 23 танка Т-34. Работать приходилось порой сутки напролет. И так до самой Победы. И не зря командование отметило героический труд воина-патриота орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и дважды — «За боевые заслуги». Что интересно, труд И.А. Краснова был востребован и после войны. Он нес службу до конца 1945 года в южной группе советских войск.

 

Ну а разве можно обойти молчанием подвиг Николая Гавриловича Симикова из Смоленки? Призывался он из Кувандыкского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области в 1941 году. Стал шофером в 522 отдельном автомобильном батальоне. Был легко ранен, а в 1943 году тяжело, лишился левого глаза. Водителем Николай Гаврилович не мог быть, но он сделал все, чтобы остаться в армии.

 

Его зачислили шофером в автороту 11 гвардейской механизированной бригады с выполнением обязанностей посыльного при командире бригады полковнике Ф.Я. Брикове. Часть прошла славный боевой путь в составе 5 гвардейского механизированного корпуса. Вместе с ней Н.Г. Симиков участвовал в освобождении Украины, в Западно-Карпатской, Берлинской и  Пражской наступательных операциях.

 

Бригада была награждена двумя орденами и получила почетное наименование Берлинской. В боях Иван Гаврилович не раз оказывался в самом пекле, доставляя донесения на передний край. Гвардии младший сержант Н.Г. Симиков с достоинством носил боевые награды – орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

 

Немало воинов получали многочисленные ранения, в том числе и тяжелые, после которых дорога в армейскую службу им была закрыта. Так случилось с Петром Петровичем Шитовым. Родился он в 1915 году в Нижней Покровке. В декабре 1941 года был призван в РККА из Краснодарского края. Воевал на Северном Кавказе, сначала в составе 1 отдельной стрелковой бригады, которая обороняла город Армавир, а потом в 31 и 317 стрелковых дивизиях.

 

Трижды был ранен, в том числе два раза тяжело, последний раз — под станицей Крымская 13 мая 1943 года. Более полугода провел в госпиталях. В августе того же года старшего сержанта П.П. Шитова признали годным к нестроевой службе и направили в распоряжение рабочего батальона, где назначили командиром отделения. В нем Шитов служил до конца войны, получив в награду орден Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

 

Примеров такого беззаветного служения Родине можно привести немало. Именно благодаря мужеству и стойкости таких людей Советский Союз смог одержать титаническую победу над врагом.

Ю. Бычков