Наступает середина августа, приходит пора летних спасов. И мы вспоминаем, когда нужно в храме святить мед, когда яблоки, а когда орехи. Но причем здесь богослужение и яблоки? В чем смысл этой традиции? Об этом расскажет нам священник Димитрий Вразовский.

 

– Отец Димитрий, какое отношение имеет Церковь к сбору урожая?

 

– Это название праздников характерно именно для Русской Православной Церкви, сохраняет для нас благочестивую традицию, которая закрепилась в народе. Она связана с благословением первых плодов, которые человек приносит в жертву Богу, а затем раздает неимущим и обездоленным.

 

 

– Подробности Евангельских событий знают далеко не все. Но вот о том, что на память одного святого надо сеять морковь, а другой призывает убирать лук, с удовольствием читают многие, причем даже далекие от сельского хозяйства люди. Почему?

 

 

– Действительно, порой слово «Спас» становится вторичным в названии праздников. В этом проявляется народная память, ведь в прошлом праздники церковные были привязаны к сельскохозяйственному календарю. В августе начинался сбор урожая. И к этим праздникам собирали мед, яблоки, орехи.

 

Август был месяцем засушливым, еще и поэтому сбор урожая, который удалось вырастить и сохранить, воспринимали как Божию милость. А за милость нужно, конечно, поблагодарить. По сути, освящение урожая – это в первую очередь благословение трудов человека, который в течение года возделывал землю и принес в храм первые плоды.

 

 

– Должны ли мы хранить эту традицию в наши дни, когда многие люди уже не так тесно связанны с землей? Не проявление ли это языческого отношения к жизни?

 

 

– Сама традиция, конечно, не языческая. Языческой она становится, если мы к освящению плодов относимся магически, не задумываясь о христианском смысле. Народная традиция явление живое и порой довольно случайное. Христианская культура формируется в лоне определенной среды, она преображает культуру принимающих ее народов.

 

Понятно, что за последнее столетие жизнь поменялась кардинально. И традиции должны адаптироваться к современным реалиям. Но вряд ли разумно отсекать многовековое прошлое, которое хранится в генной народной памяти. Возможно, именно благодаря этим праздникам люди серьезно задумаются о вере, и поход за освященным медом или яблоками обернется чем-то большим.

 

 

– 14 и 19 августа в храмах освящают мед и яблоки. Любой священник скажет, что народу в эти дни в храме заметно больше, чем во многие другие летние праздники. Что бы Вы посоветовали людям, которые приходят в эти дни в храм?

 

– В наши дни отношение к освященным плодам доходит порой до абсурда. Люди банками несут мед, пакетами яблоки и считают, что эти продукты приобретают какие-то особенные свойства. И забывают при этом суть праздника. Я бы посоветовал изучить церковную историю события. Яблочный Спас не должен затмить память о том великом событии, которое произошло в этот день – о Преображении Господнем на горе Фавор. Древнее народное название этого праздника – «Спас на горе». Слово «Яблочный» появилось гораздо позже, оно не отражает его сути.

.

Принося свои плоды Богу, нужно поблагодарить Его за помощь в понесенных трудах в течение года. Ведь в древности август был последним месяцем уходящего года. И не забыть накормить нуждающихся.

 

 

Беседовала Марина Шмелева