Небритовы – не самая распространенная на Руси фамилия, хотя имеет глубокие исторические корни.

В нашем районе в начале прошлого века было два места, где в основном жили представители этой фамилии – село Аннин Верх (первоначально Селезниха) и хутор Яблоно-Букин Нижнепокровской волости. Причем первые Небритовы появились сначала в Аннином Верхе. Когда это произошло (а село было основано в 1826 году) и кто принес сюда на берега тихой степной речушки Сестра эту фамилию, к сожалению, неизвестно. Известно лишь то, что это были русские государственные крестьяне. Они и прижились здесь, пустили глубокие корни. Семьи традиционно были большими. Работы хватало всем, а вот земельные наделы с ростом населения заметно сокращались.

 

Тесно стало жить в селе, и тогда группа семей Небритовых, вместе с крестьянами сел Яблоновый Гай, Канаевка и Сестры (ныне Ивантеевский район) переселились в Нижне-Покровскую волость, на берег Камелика, где и расположилась дюжина дворов, напротив хутора Букин. Новый хутор назвали Яблонный, который со временем слился с соседним хутором и стал официально называться Яблоно-Букин. Случилось это около 1905 года. Так перелюбские Небритовы разделились на две ветви, которые стали заметными в нашем крае. Они дали не только замечательных тружеников, но и воинов, которым пришлось немало пролить пота и крови на полях сражений в 20-м веке. Сначала была русско-японская война, а потом разразилась и Первая мировая. И более десятка Небритовых стали ее солдатами. Воевали они «За веру, удел и Отечество» не жалея себя.

 

В мае 1915 года был ранен в ногу под городом Гродно рядовой 113 Старорусского пехотного полка Федор Никитович, а в сентябре того же года умер от ран его земляк и однополчанин Степан Васильевич Небритов. Тяжелое ранение в грудь на Румынском фронте получил Егор Федорович и там же был ранен Федор Васильевич (хутор Яблоно-Букин), на реке Стоход в июле 1916 года получил рану гвардеец Василий Тимофеевич. В том же году угодил в лазарет еще один Небритов – Федот Никитович. Храбро воевали младшие унтер-офицеры Василий Иванович и Иван Федорович Небритовы, рядовые Степан Прокофьевич, Сергей Арсентьевич и Петр Васильевич. Словом, чести русского воина Небритовы на той войне не уронили.

 

Но потом начались лихие революционные времена и значительная часть солдат-окопников Первой мировой пошли воевать за советскую власть. Воинами 22 Чапаевской дивизии стали Федор Васильевич, Василий Иванович, Петр Васильевич, Иван Федорович, Степан Прокофьевич, Сергей Арсентьевич и Василий Тимофеевич. Многие из них верно служили новой власти, отстаивали завоевание Октябрьской революции. В этом отношении характерна судьба Василия Тимофеевича Небритова. Он родился в селе Аннин Верх в 1893 году, женился в 1911 году на Марии Ефремовне Строговой (село Грачев Куст), воевал в Первую мировую, в Гражданскую, поставили с женой на ноги детей — Ираиду, Римму, Петра и Валентина. Из родного села уехали в Казахстан. Жили сначала на станции Семиглавый Мар, а затем в Уральске. Отсюда Василий Тимофеевич ушел на свою третью войну – Великую Отечественную. В 1943 году старый солдат был тяжело ранен и комиссован из армии. Умер он в 1969 году.

 

Смутные времена Гражданской войны не обошли стороной Небритовых. Когда в конце июля 1919 года в нашем крае началось восстание «зеленых» против власти коммунистов-большевиков, Петр Васильевич и Степан Прокофьевич приняли в нем участие. Восстание было быстро разгромлено, а его участники привлечены к суровой ответственности. Ревтрибунал 4 Армии Восточного фронта приговорил Степана Прокофьевича Небритова к расстрелу (приговор был приведен в исполнение через два дня), а Петра Васильевича Небритова заключили в концлагерь на все время Гражданской войны.

 

А тем временем переселенцы Небритовы прочно обосновались на Буканах (так называли в народе хутор Яблоно-Букин). Семьи у них были большие. Так, Михаил Григорьевич с супругой Ульяной приехали на новое место со взрослым сыном Михаилом (жена Васса Григорьевна), подростком Егором и здесь у них появились на свет дочь Христинья и сыновья Александр и Федор (в 1910 году). В этом же году у Михаила Михайловича родился сын Иван. Жили все вместе под одной крышей. По соседству обитали братья Небритова-старшего Алексей и Ульян. В родственниках ходила и большая семья Василия Небритова, у которого было пять сыновей – Петр, Федор, Александр, Михаил и Алексей.

 

Такие семьи не испытывали недостатка в рабочих умелых руках, и потому крестьянское дело у Небритовых ладилось. Сообща переживали тяжелые годы и особенно страшный голод 1921-1922 годов. Неизвестно, умер ли кто тогда из букановских Небритовых от голода, а вот многим аннинверхским родственникам выжить не удалось. Так, полностью вымерли семьи Ивана (8 человек) и Михаила Небритовых (6 человек). Кое-кто сорвался с насиженного места и уехал от голода в другие края за поисками лучшей доли. К примеру, Арсентий со старшим сыном Сергеем и остальными домочадцами оказались в Сибири – в Омской области.

 

Тем не менее выжить в те суровые времена удалось многим. И когда страна встала, образно говоря, на ноги — Небритовы своим неустанным трудом вносили вклад в общее дело. Когда в начале 1930 года в Нижней Покровке организовался колхоз имена Чапаева, Буканы стали его отделением. Почти все хуторяне работали в колхозе. Хорошими трактористами стали Иван Михайлович и его племянник Федор Михайлович, а также Александр Васильевич и Дмитрий Петрович. Выучился на шофера и переехал в совхоз «Октябрьский» Михаил Васильевич Небритов. Не сидели сложа руки и остальные представители этой славной фамилии.

 

Аннинверхские трудились в местном колхозе «Красный партизан», а чапаевец Иван Федорович Небритов (1896 года рождения) работал инструктором Перелюбского райкома компартии, тогда ВКП (б). Кто-то из Небритовых перебрался в соседнюю Куйбышевскую область. В самом Куйбышеве жил Николай Никитович, а в Пестравском районе — еще один Иван Федорович Небритов, но 1901 года рождения.

 

Кадровым военным стал сын погибшего в Первую мировую войну солдата Николай Степанович. Он родился в 1907 году. В конце 20-х годов уехал работать в город Чапаевск Куйбышевской области. Там он женился и в октябре 1929 года был призван на службу в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке, окончил военное училище. Занимал ряд должностей в 101 Благовещенском укрепрайоне, принимал участие в войне с Японией, в составе 2 Армии Дальневосточного фронта. Служил до октября 1957 года, в отставку вышел в звании подполковника. Был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), медалями, а в 1985 году — орденом Отечественной войны.

 

В 1930 году у него родился сын Лев, которому с детства пришлось узнать, что такое гарнизонная жизнь. Он отлично учился в школе, активно занимался спортом, по двенадцати видам имел спортивные разряды. В 1950 году был направлен на учебу в знаменитый военный институт физкультуры и спорта имени П.Ф. Лесгафта в Ленинграде. Учился вместе с двукратным олимпийским чемпионом, бегуном Владимиром Куцем и выдающимся футболистом и хоккеистом, олимпийским чемпионом Всеволодом Бобровым. После окончания института служил в армии начальником физподготовки в ряде воинских частей. В 1960 году был уволен из армии в звании капитана. Поехал на Волгу, под Самару, где в одной из школ работал учителем физкультуры. Окончив педагогический институт преподавал в той же школе историю, а потом на протяжении 15 лет был ее директором. По достижении пенсионного возраста работал учителем истории (до 2000 года). Активно занимался спортом и туризмом, в возрасте 60 лет совершил восхождение на гору Эльбрус. Создал великолепный школьный музей – один из лучших в области. Ушел из жизни, превысив отметку в 90 лет. Такие вот были Небритовы в стране.

 

 

Когда началась Великая Отечественная война, более 20 перелюбских Небритовых встали на защиту Родины. И заплатили дорогую цену за Великую Победу. Половина Небритовых с войны не вернулась. Многие из призванных были поставлены в строй с первых дней войны, на их долю выпали самые тяжкие испытания. 32-летний Алексей Васильевич Небритов был записан в 507 стрелковый полк. Его почти без подготовки уже через месяц бросили в бой под город Могилев. Дома у него осталась беременная жена Любовь Васильевна (в девичестве Савина) и трое дочерей. Четвертую дочь, Зинаиду, Небритову не суждено будет увидеть. Его полк был разбит, и 1 августа под городом Рославль Алексей Васильевич попал в плен.

 

Участь военнопленных 1941 года была страшной. Почти все они погибли в концлагерях от голода, болезней и издевательств. 7 апреля 1942 года не стало и Алексея Небритова. К сожалению, примерно тогда умерла и его грудная дочь. А остальные выросли, выучились, вышли замуж за нижнепокровских парней: Мария за Александра Кусанина, Александра за Владимира Юшина, Антонина за Ивана Баринова. Долгое время дочери искали следы без вести пропавшего отца и только недавно узнали о том, что он погиб в плену. Сегодня из них здравствует только Антонина Алексеевна, много лет проработавшая учителем. Ей уже идет девятый десяток, но она все еще держит в порядке небольшой огородик, наводит чистоту на могилках родных людей. А вот где могила ее отца, она не знает. Пропал без вести его старший брат Федор, в феврале 1944 года погиб в бою под деревней Погорелки Псковскй области Александр Васильевич (1900 г.р.), а в августе того же года под Варшавой — Михаил Васильевич, сына которого, Алексея, призвали в армию через три месяца (призыв 1927 года).

 

Пострадали и другие букановские Небритовы – Михайловичи. Пропал без вести Александр, Иван пошел служить в 326 артиллерийский полк, который вместе с 507 полком оказался на пути танковой армады немцев. Последнее письмо, полученное от него женой Дарьей Федоровной, было датировано 16 августа. Небритова записали в пропавшие без вести. А он оказался в плену. Содержался в печально знаменитом концлагере Маутхаузен в Австрии. Наши воины умирали там от голода и лишений. Пунктуальные немцы регистрировали смерть не только по дням, но и даже часам, и минутам. Так, 24 марта 1942 года было умерщвлено 110 человек. Ивана Небритова (лагерный номер 40148) не стало в 2 часа 55 минут…

 

Через все ужасы плена прошел Дмитрий Петрович, 1912 года, который призывался из Холманки. В плен он попал под Вязьмой 2 сентября 1941 года. В неволе провел 3 года и 8 месяцев. И все это время его ждала жена Татьяна Нестеровна. И дождалась. После войны у них родилась дочь Галина, которая вышла замуж в Нижней Покровке за Валерия Юрченко. Много лет она отработала зоотехником на ферме местного колхоза и оставила о себе добрую память. Здесь же, в Нижней Покровке, живут и другие потомки Небритовых-Михайловичей: Александр Викторович Небритов, внук Александра Михайловича и внучка Христиньи Михайловны Надежда Геннадьевна Макарова. И у них тоже есть потомки, достойные фамилии. А Федора на фронт не отравили, оставили по брони, как первоклассного тракториста и комбайнера. В 1967 году я работал у него помощником комбайнера, когда мне было всего 15 лет, и вспоминаю его как умелого наставника.

 

 

Тяжелым катком прошла война и по аннинверхским Небритовым. В 1942 году пропали без вести оба Ивана Федоровича, а также Сергей Федорович (1907 г.р.), в январе 1944 года погиб в бою гвардии сержант Николай Федорович (1924 г.р.). Из Федоровичей уцелел Алексей, родившийся в 1913 году. Войну он закончил в звании старшины, а в 1985 году был награжден юбилейным орденом Отечественной войны II степени. Умер в 1995 году. Пропал без вести в марте сорок второго старший сержант Александр Егорович. Младший его брат Николай, младший лейтенант и командир взвода, был тяжело ранен и остался инвалидом. Во многих боях отличился Николай Никитович, который призывался из города Куйбышева. Родина отметила его подвиги орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени (в 1985 году), медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».

 

Существенный вклад в Победу внесли и ставшие сибиряками Небритовы, в частности Арсентьевичи. Андрей (1907 г.р.) призывался из города Алма-Ата, прошел всю войну военным водителем, отмечен медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Его брат Павел был на два года моложе, также призывался из Казахстана, из Акмолинской области, воевал с первых дней и до конца войны в пехоте. Гвардии старший сержант и помощник командира взвода, коммунист Небритов был трижды ранен, причем один раз тяжело. Дважды был награжден орденом Красной Звезды. За умелое командование взводом на подступах к Берлину был представлен к ордену Богдана Хмельницкого III степени, но получил орден солдатской Славы III степени.

 

Сейчас, как сообщили в Грачево-Кустовской администрации, в селе Аннин Верх никого из Небритовых не осталось. Немало их погибло на поле брани, многие уехали в другие края, в частности в Самарскую область. Но память о них, особенно фронтовиках, сохраняется. Их фамилии можно найти на Мемориале «Бессмертный батальон В.З. Перетрухина» в селе Грачев Куст, а также в районной Книге Памяти и на Мемориале Славы в селе Перелюб. Давайте и мы их вспомним…

Ю. Бычков