В Великую Отечественную войну за совершенные подвиги миллионы советских воинов были удостоены государственных наград.

Самой массовой из них стала медаль «За отвагу» — 4 миллиона награждений, медалью «За боевые заслуги» — свыше 3 миллионов, орденом Красной Звезды – 2,9 миллиона награждений. Были и другие массовые награды, в частности, орденами Отечественной войны, Славы, Красного Знамени и другими отличиями. В списке отличившихся около 3,5 тысячи перелюбцев, которые внесли весомый вклад в Победу.

К сожалению, не все воины смогли получить свои ордена и медали. Когда закончилась война, выяснилось, что 2 миллиона наград оказались невручёнными по разным причинам. Главная из них – гибель воина, на которого уже вышел приказ о награждении, тем более что многие из павших на поле брани удостаивались орденов посмертно (медалями, как правило, посмертно не награждали). Так, майор В.З. Перетрухин перед своим последним боем 19 февраля 1945 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но он его получить не успел, как и звезду Героя Советского Союза и прилагавшийся к нему орден Ленина.

Погибли в боях еще три наших земляка: танкист А.В. Болгов и политработник И.В. Артюхов, которые представлялись к званию Героя Советского Союза, но посмертно были награждены орденами Ленина, а майор-артиллерист М.Ф. Лавриненко вместо Звезды Героя был удостоен ордена Отечественной войны и тоже посмертно. С такой же формулировкой в приказах были награждены орденом Красного Знамени кондукторовец Григорий Федорович Гончаренко, орденом Отечественной войны покровчанин Николай Петрович Задиркин, перелюбцы Илья Иванович Гужин и Александр Андреевич Агафонов, харитоновец Иван Васильевич Юрцев, житель хутора Фадино Николай Дмитриевич Толмачев и совхоза «Октябрьский» — Николай Ефимович Бондарев и десятки других наших земляков. Вечная им слава и память.

Часто награды не находили героев по причине ранения или перевода в другую часть. И только после войны многие воины получали знаки воинской доблести. Кому-то их вручали по прошествии десятилетий. Так, в 1980 году в совхозе «Первомайский» орден Славы III степени был вручен ветерану войны Алексею Федоровичу Шарапову, в 1990 году медаль «За боевые заслуги» — 90-летнему Данилу Алексеевичу Евташову из поселка Молодёжный. А еще позднее орден Славы III степени нашёл жителя Перелюба Виктора Федоровича Пивоварова.

Однако многие герои той войны своих наград не дождались. В их числе — уроженец села Перелюб Андрей Евлантьевич Зотов. Трудной была у него военная судьба. С первых дней на фронте в составе 507-го стрелкового полка 148-й дивизии. Разгром под городом Могилёв, где в августе 1941 года Зотов попал в плен. Вырвался на свободу. Вместе с земляком и другом Иваном Крутовым они выломали крышу вагона, в котором их везли в Германию, и сбежали. Скрывались в белорусских деревнях, а потом стали партизанами. Одно время воевали в отряде, которым командовал перелюбец и будущий генерал-майор Михаил Прочуханов. Пускали под откос составы врага, устраивали засады. Зотов воевал храбро и дерзко, и неслучайно в августе 1944 года его включили в состав разведывательно-диверсионной группы Главного разведуправления Красной Армии под оперативным псевдонимом «Лом».

Группу забросили в тыл врага, в Западную Польшу, и в октябре связь с ней прекратилась. Всех разведчиков записали в без вести пропавшие, в том числе и Зотова. А он уцелел! Был захвачен в плен, но до Победы дожил. Пройдя проверку, вернулся на родину, скромно жил и работал. И не знал, что за боевые успехи награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В силу тогдашней секретности, да и потому, что в Главном разведуправлении Андрея Евлантьевича долго считали пропавшим без вести. И только в начале 2000-х годов, когда героя уже не было, документы о деятельности партизан-разведчиков рассекретили, и стало известно о наградах А.Е. Зотова.

Не дождался своего ордена Славы III степени и уроженец хутора Кожевка Василий Степанович Талахан. Он тоже побывал в плену у немцев, в 1944 году был освобожден, воевал до Победы пулеметчиком и награжден медалью «За отвагу». Был представлен к солдатскому ордену, но документы, видимо, где-то залежались, и награда не нашла героя при жизни. О ней стало известно совсем недавно из архивных документов министерства обороны.

Война не только убивала, но и калечила людей. Многие возвращались с фронта инвалидами и попадали в трудные жизненные условия. Они положили на алтарь Победы здоровье, но никак не были отмечены государством. После войны в райвоенкоматах развернулась работа по возданию заслуг таким людям. На основании данных военкоматов Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены сотни тысяч инвалидов войны.

Так, 6 ноября 1947 года медалью «За боевые заслуги» был награжден студент Ташкентского фармацевтического института Анатолий Дмитриевич Зарин – инвалид III группы. Родился он 27 апреля 1916 года в селе Смоленка. Отец его Дмитрий Васильевич, как и дед, был священником, много лет возглавляли приход в волостном центре. Видимо, и Анатолий стал бы священнослужителем, однако крутые события революции, 20-х годов, гонения на церковь перевернули жизнь Зарина. 29 декабря 1929 года его отца — уроженца села Большое Перекопное Новоузенского уезда — арестовали органы ОГПУ, и 30 января следующего года он был осужден на 10 лет лагерей за антисоветскую агитацию.

Оставшиеся члены семьи, бежав от расправы, оказались в Узбекистане, в городе Ташкент. Здесь Анатолий закончил школу, работал и 20 декабря 1939 года, несмотря на свое происхождение, был призван в ряды Красной Армии. Воевал на Северо-Западном фронте сержантом — начальником ампулометной (с зажигательной смесью) команды 153-й отдельной стрелковой бригады. 14 августа 1942 года в бою в районе Погорелое Городище (Зубцовский район Тверской области) «был тяжело ранен пулей в правое плечо с травматическим повреждением лучевого и срединного нервов с переломом плечевой кости.

По прибытии из э/госпиталя 31.03.1943 года в город Ташкент тов. Зарин продолжал лечение, а в 1944 году был зачислен студентом… где продолжает учиться до сих пор. За участие в боях по защите социалистической Родины, полученное при этом тяжелое ранение представляю к награде медалью «За боевые заслуги». Военком Красовский». В 1985 году А.Д. Зарин был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В 1947 году Степан Данилович Ганьжин (с. Перелюб) получил медаль «За отвагу», Яков Семенович Уклеин (х. Сестренский) — орден Красной Звезды. Также наград удостоились многие уроженцы и жители нашего края. Награждали и тех, кто прошел все ужасы плена – вопреки нынешнему расхожему мнению, что все пленные были причисленны к предателям и из немецких лагерей были отправлены в советские. Пример тому — судьба Петра Степановича Сидорина.

Вот сведения из его наградного листа на орден Красной Звезды, которым он был награжден 7 октября 1957 года. «В Советской Армии служил с 14.09.1936 года по 15.09.1945 год, с 1937 года на должностях офицерского состава. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. При выходе из окружения и в результате контузии 4.07.1941 года был пленен немцами. В результате контузии на один глаз ослеп. После освобождения из плена прошел спецпроверку и восстановлен в воинском звании «младший лейтенант». В настоящее время работает заведующим складом Озинского пункта «Заготзерно», по работе характеризуется положительно. Факт контузии подтвержден ВВК (военно-врачебной комиссией)».

К выше написанному нужно добавить, что П.С. Сидорин родился 15 декабря 1914 года на хуторе Шалагин Кузябаевской волости (стоял напротив деревни Кунакбаево) в семье Степана Ивановича Сидорина, который перебрался в эти края из села Сестры Ивантеевского района. Войну начал командиром огневого противотанкового взвода 741-го стрелкового полка 128-й дивизии. В плен попал под городом Алитус в Литве. Содержался в ряде концлагерей Германии, в том числе в Флоссенбурге. Лагерный номер 63959. С июня 1944 года переведен в лагерь смерти Бухенвальд.

За Вторую мировую войну через его ворота с надписью «Каждому свое» прошло более 250 тысяч узников разных национальностей. Погибло более 50 тысяч человек. Особенно свирепо фашисты расправлялись с русскими. Только за 1941 год было уничтожено более 8 тысяч советских военнопленных. Узников гоняли на каторжные работы. И тем не менее в лагере был создан комитет Сопротивления из пленных разных национальностей, который подготовил вооруженное восстание. 11 апреля оно началось. Голыми руками и самодельным оружием узники перебили охрану и захватили контроль над лагерем. Через несколько дней сюда вошли части американской армии.

Все эти годы его жена Вера Яковлевна ждала мужа на хуторе Шалагин и дождалась. Вскоре они переехали в поселок Озинки, где Петр Степанович провел оставшуюся жизнь. В 1985 году ветеран войны и узник Бухенвальда был награжден юбилейным орденом Отечественной войны I степени. Сегодня в Озинках проживают его потомки, а в Нижней Покровке — племянник Владимир Егорович Сидорин.

В 1958 году медалью «За боевые заслуги» был награжден еще один ветеран войны и узник фашистской неволи — рабочий совхоза «Красноармеец» Ислям Киреев. Родился он в 1923 году в с. Каратюбе Западно-Казахстанской области. Ребенком он вместе с родителями оказался в Перелюбском районе. Совхоз «Красноармеец» стал для него родным. Здесь он учился, работал, отсюда в марте 1942 года ушел на фронт. Освоил станковый пулемёт «Максим» и стал первым номером. В июле 1942 года дивизию бросили на Сталинградское направление.

Выписка из наградного листа: «Товарищ Киреев, находясь на фронте в должности станкового пулеметчика 178-го стрелкового полка…28 августа 1942 года в боях в районе села Верхняя Гниловка получил тяжелое осколочное ранение в голову и руку и попал в плен. Факт ранения подтверждается свидетельством военно-врачебной комиссии. В плену находился в лагере военнопленных в гор. Миллерово, Острогожск, а затем в городе Эссен (Германия). Освобожден английскими войсками 5 мая 1945 года, в июне 1945 года передан войскам Советской Армии. До июля 1945 года проходил спецпроверку в городе Росток. После этого продолжал службу…до 13.03.1947 года – станковым пулеметчиком. В течение последних семи лет работает заведующим складом ГСМ совхоза «Красноармеец»… По работе характеризуется положительно».
Такую оценку бывшим военнопленным давали в то время, и немало их получило государственные награды. В частности, еще один труженик «Красноармейца» — Александр Михайлович Попов, который был на год младше И. Киреева. Тот тоже был тяжело ранен на Курской дуге и попал в плен, прошел все круги ада и остался жив. Прошел проверку, был восстановлен в звании младшего лейтенанта и вернулся в совхоз. И здесь он показал образцы трудовой доблести, работал трактористом, бригадиром полеводства, механиком. За освоение целинных и залежных земель награжден медалью «За трудовую доблесть». 8 апреля 1957 года заместитель перелюбского райвоенкома капитан Михалев подписал на Попова (кстати, в один день с И. Киреевым) наградной лист на медаль «За отвагу». Президиум Верховного Совета СССР в январе 1958 года наградил А.М. Попова орденом Красной Звезды.

В дальнейшем награждения продолжались. Так, в 1968 году медалями «За отвагу» были награждены Никита Михайлович Горбачев (х. Куцеба) и Василий Филиппович Марущан (х. Михайловский), Григорий Григорьевич Игольников (х. Токмаки), орденом Отечественной войны II степени — Петр Антонович Шумский (с. Перелюб). В 1975 году такого же ордена был удостоен бывший командир минометного взвода младший лейтенант Константин Федорович Медянцев. При Советском Союзе одним из последних (1990 год) медалью «За боевые заслуги» был награжден сын раскулаченного и сосланного крестьянина хутора Козловка Андрея Годунова — Виктор, 1924 года рождения.

К началу 90-х годов фронтовиков-инвалидов осталось немного и несмотря на распад СССР и утверждении Российской Федерации как государства о признании заслуг воинов не забывали. Так, в 1993 году медаль «За отвагу» получил 78-летний Алексей Алексеевич Коровин, который призывался на фронт из нашего района. Ну а к числу «последних из могикан» можно отнести Ивана Семеновича Мокшина, вклад которого в Победу отметили медалью «За отвагу». Произошло это в 1996 году, когда старому солдату, который ушел на войну из совхоза «Красноармеец», исполнилось 82 года.

Сегодня у нас в районе фронтовиков не осталось. Однако во многих перелюбских семьях продолжают чтить память о них, берегут их награды, омытые кровью и опаленные огнем. Пусть эта память никогда не кончается.
Ю. Бычков